29 октября в испанском порту Аликанте стартовала кругосветная парусная гонка Volvo Ocean Race 2011-12. На старт вышли 6 яхт (на две лодки меньше чем в 2008 году) представляющие США, Францию, Испанию, ОАЭ, Китай и Новую Зеландию. Экипажам предстоит пройти 40 тыс. морских миль под парусом, прежде чем они финишируют в порту Гэлвэй (Ирландия).
Старту кругосветки предшествовала гонка легенд — Legend Reunion в которой приняли участие легендарные яхты, участвовавшие в разные времена в регате, начиная с 1973-74: «Tauranga», «Great Britain II», L’Esprit d’Equipe, макси-яхты «Rothmans», «Charles Jourdan», «Steinlager 2», «Fisher & Paykel», яхты класса Whitbread 60 «Heineken», » Assa Abloy». В прибрежной гонке приняли участие 16 яхт, представляющие 10 кругосветок The Whitbread/VOR. Эту гонку выиграла яхта L’Esprit d’Equipe, шкипер Lionel Peán. Однако, основное внимание было приковано к современным гоночным машинам, которые через несколько суток отправятся в самое сложное для парусной яхты испытание — кругосветную гонку.
КОМАНДЫ 2011-12:
«Groupama Team» (Франция). Шкипер Франк Камма (Франция). Человек, которому в 2009 году удалось обойти вокруг света за 48 суток на 105 футовом тримаране «Groupama 3». 17 лет французы не участвовали (в качестве национального синдиката) в кругосветной гонке VOR (The Whitbread). С приходом Франка Камма кругосветке гарантировано хорошее освещение в СМИ Франции. Проект яхты: Хуан Коюумджан. Верфь: Multiplast (Франция). Команда приобрела в качестве тренировочной яхты Ericsson 4 — победитель прошлой кругосветной гонки.
«PUMA Ocean Racing» (США). Шкипер Ken Read (США). 2-е место в гонке VOR 2008-09. Навигатор Tom Addis (Австралия), предыдущий опыт — навигатор на Telefonica Blue VOR 2008-09, навигатор на Alfa Romeo и Rosebud. Экипаж PUMA на 50% состоит из команды Ericsson 4 (VOR 2008). Один из рулевых Brad Jackson имеет в своем активе 5 кругосветных гонок VOR, включая 3 победы: New Zealand Endeavor, ABN AMRO ONE, Ericsson4. Проект яхты Хуан Коюумджан. Верфь: New England Boatworks, Портсмут, штат Род Айланд (США).
«Abu Dhabi Ocean Racing» (ОАЭ). Шкипер — Ian Walker (Англия). Серебряный призер Олимпийских игр 1996 (Атланта) в классе «470», серебряный призер ОИ 2000 (Сидней) в классе «Звездный», шкипер яхты «Green Dragon» в гонке VOR 2008-09. Навигатор — Julian Salter. Золото на Олимпийских играх 2000 (Сидней), класс 470. Навигатор в гонке VOR 2005-06, яхта «Pirates of the Caribbean», навигатор в VOR 2008-09 «Ericsson 4» (1 место). Приятно отметить, что баковый этой команды — Justin Slattery указал в пятерке своих достижения тот факт, что он финалист Louis Vuitton 2010 в составе экипажа российской яхты «Синергия».
Проект яхты — Брюс Фарр. Верфь: Persico S.p.A., Бергамо (Италия). Команда приобрела в качестве тренировочной яхты — ABM AMRO TWO (проект Хуана Коюумджана).
«CAMPER- Emirates Team New Zealand». Шкипер — Chris Nicholson (Австралия). Участник Олимпийских игр 2000 и 2004. Призер Чемпионатов мира в классе 49-er. Имеет в своем активе 3 кругосветки VOR: 2001-02 «Amer Sports 1», 2005-06 «Movistar» и 2008-09 «PUMA». Навигатор — Will Oxley (третья кругосветка VOR). Отдельно стоит упомянуть вахтенного начальника Стю Банатайна — единственный человек в мире, который выиграл эту кругосветку в трех классах: макси-кеч New Zealand Endeavour, Volvo Ocean 60 (illbruck) и VO70 (Ericsson 4). Проект яхты — Marcelino Botín (специализируется на TP52). Верфь — Cookson Boats (Новая Зеландия). Менеджер проекта — Grant Dalton.
«Team Telefonica» (Испания). Шкипер — Iker Martinez. Победитель Олимпийских игр 2004 и серебряный призер Олимпийских игр 2008 в классе 49-er. Принял участие в кругосветной гонке нон-стоп «Barcelona World Race 2010-2011» со своим шкотовым Xabi Fernández и занял 2-е место. Проект яхты — Хуан Коюумджан. Верфь: King Marine, Валенсия, Испания.
«Team Sanya» (Китай). Шкипер Mike Sanders (Новая Зеландия). Участник 3 кругосветок: New Zealand Endeavour 1993/94 (победитель), Merit Cup, 1996/97 (2-е место), ABN AMRO ONE, 2005/06 — победитель. Навигатор Aksel Magdahl (Швеция, Ericsson 3).
Проект яхты Брюс Фарр. Год постройки — 2004. Яхта принимала участие в кругосветке VOR 2005-06 и финишировала на 3 месте (Telefonica Blue). Единственный экипаж, который использует яхту первого поколения. Также половина команды не имеет опыта участия в VOR. Сандерсу, который привык побеждать, будет тяжело в таких условиях бороться за призовые места.
Гонку яхтенных дизайнеров Volvo Ocean Race 2011-12 однозначно выиграл Хуан Коюумджан. В этом году у него 3 яхты. VOR 2011-12. Team Telefonica, PUMA и Groupama Team — все являются фаворитами и претендентами на победу. Если добавить к этому прошлые проекты:
- VOR 2004-05. Яхты — ABN AMRO 1 (победитель), ABN AMRO 2
- VOR 2008-09. Яхты: Ericsson 3, Ericsson 4 (победитель гонки)
Получается, что «Хуан К» — на сегодняшний день является лидером среди дизайнеров, проектирующих яхты класса Volvo 70. Оргкомитет гонки ввел ряд ограничений на этот год, с целью привлечь молодых яхтсменов, сократить расходы синдикатов, и как результат, сделать гонку более привлекательной для аудитории и участников.
НОВОВВЕДЕНИЯ:
Только одна новая лодка на синдикат. Запрещено строительство двух новых лодок с последующим отбором наиболее удачного варианта.
Максимальный вес яхты — 14.500 кг. Количество парусов уменьшено с 24 до 17 на всю кругосветку. В гонку можно взять не более 15 парусов. Передние паруса на закрутках или карабинах. Убрали обтекатели и сократили количество баковых матросов. 3 члена команды с датой рождения после 1 сентября 1980 года. Эта гонка и последующие Volvo Ocean Race будут проходить с интервалом в 3 года.
Несмотря на то, что все эти новшества были поддержаны большинством потенциальных участников, вместо запланированных 10 яхт, на старт вышло 6 лодок (в гонке VOR 2008-09 выступали 8 яхт). Обращает на себя внимание отсутствие шведских синдикатов и это при спонсорской поддержке концерна VOLVO. В прошлом сезоне от Швеции выступали 2 экипажа (Ericsson3 и Ericsson4). Также прародительница гонки «The Whitbread-VOR» — Англия не выставила ни одного синдиката. Итальянцы не смогли обеспечить участие своей страны, хотя была приобретена яхта предыдущего поколения и даже объявлен шкипер — Джовани Сольдини (победитель кругосветной гонки Around Alone 1998-99). Еще один французский синдикат под руководством Люйка Пейрона не смог подготовиться к старту. Тем не менее, оргкомитет приложил немало усилий, чтобы привлечь новые имена и страны в проект. Один Франк Камма чего стоит. Его участие гарантирует регулярное освещение регаты во Франции, что в перспективе даст новые французские синдикаты. Приход новозеландцев — безусловно важное событие для гонки. От России не было ни одного обращения, ни на участие синдиката, ни на прием гонки в одном из портов нашей страны. Исторически, во все времена именно шкиперы являются движущей силой проекта в Volvo Ocean Race. В России на сегодняшний день такого человека нет. Как пел Владимир Высоцкий: «настоящий буйных мало, вот и нету вожаков».
Говоря про шкиперов, стоит отметить, что сложились два клана — шкиперы олимпийцы (Ян Уокер, Крис Николсон, Икер Мартинез) и шкиперы-моряки (Франк Камма, Майк Сандерс, Кен Рид). Интересно будет наблюдать, как эти лидеры будут реализовывать поставленную задачу на протяжении следующих 9 месяцев.