13 лет плавания «Дочери Ветра»


Сегодня 30 июля 2021 г. Прошло 13 лет как «Дочь Ветра»
Ушла в плавание. Да так пока и не пришла. Спасибо Сергею Анатольевичу, что присматривает. Его вклад в проект «Доброе Утро, Россия!» стал решающим на самом 40000мильном критичном, завершающем этапе.

30 июля 2008. г. Туапсе.

Стоим в гавани морского торгового порта, оформляем отход.
Погода на редкость благоприятная. Ясно, солнечно и весь день задувает Норд-Ост.
Самый для нас попутный ветер.
Слава Тюрин уже вторую неделю как прибыл, за это время немало помог Людмиле по хозяйству. Терпеливо ждёт отправления в плавание, о котором мечтал с детства.
Он не стал долго заморачиваться и спокойно отдал таможенникам 10 000 рублей, которые они вымогали, якобы за участие в оформлении документов. Подполковник из местного погранотряда, на мои слова, что мы всегда сотрудничали с пограничниками, от неожиданности передернул плечами, его аж перекосило, едва удар не хватил. Обычно на оформление приходит лейтенант, а тут такой высокий чин. По его реакции, понял, не случайно именно он здесь, помнят наш отход погранцы, когда не дали нам добро в 1991-ом. Досталось им тогда «на орехи» за наш «побег». Сами виноваты, нечего было нас тогда тормозить, несмотря на приглашение от Западного Королевского Яхт клуба, паспорта моряков на весь экипаж! Ну да ладно, об этом в другой раз.
Сегодня нас выпускают. Летим под всеми парусами. А вот уже и полная луна освещает нам дорогу. Ветер с заходом солнца, как и положено Норд-Осту, усилился. Стою на руле вторую вахту без отдыха. Слава и Виталий уже порулили и неплохо. Но теперь, когда совсем раздуло, постою.
Однако всё сильнее ощущение, что идём с дифферентом на нос.
А тут ещё гребень волны, сорванный порывом ветра, ударяет мне в спину и летит внутрь яхты через открытый входной люк до самой подмачтовой переборки. Аврал, меня сменяют. Пробираюсь в нос, здесь воды по колено. Сомнений нет, протекаем через швертовый колодец, который всего на 100 мм выше ватерлинии.
На волне, а она уже полтора-два метра, короткая, крутая, уровень воды за бортом значительно выше ватерлинии.
Затыкаю, как могу тряпками совсем узкую щель между стенкой колодца и швертом. Отчерпываем воду. Да, перед этим взяли пару рифов, чтобы не будить лиха. И так хватило приключений.

Надо сказать, этот «удар в спину» волны, был совершенно необычным явлением, скорее, как «знак судьбы», что-то идёт не так. Никогда ничего подобного не было, ни до ни после.
Долго ещё меня будет беЗпокоить эта вода, поступающая через швертовый колодец. Недели три спустя, во время стоянки на Мальте удастся нарастить высоту колодца с помощью прочной прорезиненной ткани от спасательного плота. Повезло, что оказалась этот качественный материал в судовых запасах (сохранился четверть века, ещё с Дальнего Востока).
А полностью «закрыть» эту тему удалось только в Англии, через два года. Всё это время меня не покидали мысли о том, как загерметизировать зазор между швертом и стенками колодца.
Идея пришла неожиданно, но не случайно. Просто наложил слой герметика по периметру в самый угол между выступающим швертом и днищем. Потом провёл пальцем по всей протяжённости. Предварительно на соответствующий участок шверта нанёс разделительный слой, так чтобы герметик приклеился только к днищу. Толщина прилегающего к корпусу силикона около 10 мм, а к шверту уменьшается до ноля, сходит на нет. Вот эта ничтожно тонкая кромка и является «запорным клапаном», который не пропускает воду с наружи, позволяет ей выйти изнутри. Эта «система» работает вот уже больше 10 лет «постучим по дереву». Одно из самых моих сверхдостижений. Не всегда, а скорее никогда не приходит такие решения быстро, зато удовлетворение остаётся надолго. И каждый раз, вспоминая, испытываешь прилив, нет не гордости, уверенности и ощущения: «The man is always stronger!», это из книг Бернара Муатисье.
Как всё «просто» в этом мире.
Главное сохранять самообладание, помнить: «Терпение, это лекарство для духа». И не ослабевать усилий. Только вперёд!

В Стамбуле взяли продукты и пошли дальше. Мраморное Море, Дарданеллы. Вокруг Пелопонеса и дальше на запад до Мальты.
На Мальте долго не задержались, впереди Гибралтар, который прошли ночью со свежим попутным ветром до залива Кадис, в Пуэрто де Санта Мария, Шерри Марина. Отсюда Виталий отправился на Родину, его сменил Олег Карпилов. Побывали в гостях у нашего давнего друга Дэвида Скалли, который из профессионального гонщика капитана макси яхт стал фермером.
До Мадейры мы дошли втроём. За неделю плавания наш новый матрос не поладил со «старым». Победил в этой неравной схватке Слава Тюрин. «И поднял руку рефери, которой я не бил!»
Это уже про меня. Конфликт в экипаже разрешился сам собой. Олегу пришлось «покинуть судно», по служебным обстоятельствам. Он улетел в Москву к своим делам.
А мы со Славой пошли на Ла Гомеру, Канарские острова.
За месяц стоянки на этом райском острове мне удалось прийти в себя,700 после напряжённого завершающего года строительства «Дочери», в спокойной обстановке усовершенствовать брюканец на пяртнерсе мачты и довести до ума некоторые другие мелкие работы.
До Барбадоса мы добежали за 17 дней, со среднесуточным переходом 170 миль. Здесь десять дней ушло на получение американской визы. Просил на пятнадцать дней, дали на три года. А сколько раньше проблем было в Московском визовом центре!
В Чарльстон пришли 21 ноября. Впервые за весь переход от родных берегов нам пришлось пободаться со встречным ветром баллов восемь-девять. За пару дней до Америки пришли свежие ветра. Слава Тюрин за это время с койки практически не вставал, за что ему весьма благодарен.
С полудня 20-го ветер усиливается и заходит точно в лоб. Берём рифы. К ночи 8 баллов, три рифа на гроте. К цели практически не приближаемся, но и под ветер не сносит. Впервые на этой яхте становится понятен её предел на лавировке в свежий ветер. Тот кусочек грота, который остался, при трёх рифах, это почти правильный равносторонний треугольник. Никакого аэродинамического удлинения. Соответственно, мы можем идти только в полветра. Это несколько озадачило, но ничего трагического. Что есть, всё наше. Тогда и мечтать не мог, что через семь лет наш лавировочный потенциал вырастет до совершенно невероятных высот. К утру ветерок полегчал, отдали третий риф, под гротом с двумя отлично идём в лавировку. Нас встречает младший сын нашего друга Пепе Хернандеса на катере. Через какое-то время принимаем буксир и подходим к таможенному причалу. Здесь нас уже поджидает сам Пепе, с шампанским. Иммиграционный офицер на редкость любезен. Он сам с невероятной быстротой заполняет все бумаги. И через 10-15 минут мы уже движемся к причалу у прекрасного дома Пепе Хернандеса Хобкоу крик. Трудно представить себе более защищённую от всех невзгод стоянку.
К вечеру приезжает сестра Славы Татьяна со своим американским другом, которая вот уже несколько лет как покинула родину и обосновалась в Штатах.
Слава вручает мне две тысячи долларов, привезённые по его просьбе сестрой, совершенно неожиданный, но для нынешней финансовой ситуации весьма важный вклад в наше общее дело.
За год до нашего плавания Слава уже внёс 10 000 долларов за «билет через Атлантику». По пути, во время стоянок, наш Старпом поиздержался и получил из судовой кассы небольшую сумму на текущие расходы. У меня и мысли не было предъявлять «счёт», но Старпом есть Старпом! Спасибо, Брат!
На следующий день после прихода Слава Тюрин со своими теперь уже американскими родственниками укатил. Предварительно был разговор, что по приходу нужно будет поработать на яхте, навести порядок, подготовить к стоянке. Но одному мне на самом деле было проще. Тем более, щедрая финансовая поддержка безусловно с лихвой перекрывает все предыдущие договорённости.
Дней через 10 пришёл и мой черёд покинуть яхту, пора домой. Благо что более благоприятного места для стоянки трудно придумать. Девять лет назад «Ветер Перемен» после финиша в Эраунд Элон, отстаивался здесь целый год.
Возвращаюсь в марте следующего 2009 года. Полтора месяца готовлюсь к переходу, возвращению в Европу. Совсем не хочется перегонять лодку для подъёма из воды, чтобы почистить днище. А оно точно требует немало усилий для приведения в надлежащий вид перед очередным плаванием, обросло прилично.
Решаюсь накренить и чистить корпус, не поднимая из воды.
Получается неплохо. Всё днище очищено от ракушек и покрыто двумя слоями необрастайки. Киль и руль приходится чистить под водой, в гидрокостюме. Вода довольно прохладная и у меня воспалился корень коренного зуба. Жуткий флюс, вид весьма комичный. Но мне не до юмора. На помощь приходит знакомый дантист, который по дружбе, за сущую малость (400 долларов),
устраняет «повреждение», прописывает антибиотики, во избежание повторения инцидента во время плавания, в которое мы благополучно и отправляемся в начале мая. Во время этой стоянки нам здорово помог Бэм-Бэм, неизвестно откуда появившийся местный яхтсмен, знакомый наших хозяев. Молодой парень, далеко не новичок в яхтенном деле, да ещё и отлично «ориентируется на местности».
При малейшей необходимости он прыгает в свой пик ап трак и добывает необходимые для дела материалы, инструменты, оборудование. Фантастическая удача, тем более что нам ещё немало и в будущем придётся дорабатывать и усовершенствовать на яхте множество узлов и приспособлений.
Ещё один наш друг, знакомый со времён кругосветной гонки Скот Воллас яхтсмен с большим гоночным опытом и мастер на все руки. Он не только помог в работах по лодке, важнейший вопрос к нему по нашему маршруту пролегающем в Ньюпорт мимо мыса Гаттерас. Больше тридцати раз Скотт проходил этот зловещий мыс, один из наиболее известных своим коварством среди моряков мира. Несмотря на значительный опыт плавания в этих водах Скотт Воллас потерял у злочастного мыса моторную яхту, которую буксировал за мегаяхтой, при неожиданно налетевшем шквале. Наглухо законсервированная моторная яхта наполнилась водой и пришлось обрубить буксирный, чтобы не пострадала сама огромная буксирующая яхта. «Frying pan» — сковородка (кипящая), название мелей у мыса Гаттерас.
Мы обходим Мыс миль шестьдесят мористей. Но и здесь, при отличной погоде ощущения не самые комфортные. Глубина по эхолоту порядка пятидесяти метров. Цвет воды с явной примесью ила, далеко не лазурный, как в открытом океане. За неделю добежали до Ньюпорта, без особых приключений. И только на входе в залив ночью в тумане пришлось повахтить, пробираясь через флотилию местных рыбаков.
Наш друг Джон Дэвю, договорился насчет стоянки прямо в самом историческом центре города у частного причала Боувен Варф.
Обидно, что мне не удалось найти свободное время, побродить по Даун Тауну, историческому Ньюпорту. Всего пару часов провёл в яхтенной книжной лавке, где можно легко провести неделю, перебирая прекрасные книги об исторических и современных яхтах и яхтсменах, легендарных плаваниях и гонках, книги по проектированию и технологиям. Такое счастье выпадает нечасто. Неожиданно нас посещает Тим, который прилетал с Бобом к нам в Лазаревку на перегон его яхты и помогал устанавливать электронику. Отношения у нас перед самым отходом были весьма напряженные и не только с Бобом, но и с Тимом, которому тогда и двадцати не было, а гонора немеряно.
Тим в кругу друзей и родственников в те времена однозначно воспринимался как подающий большие надежды… На мой вопрос чем занимается, к удивлению, ответил, что работает перевозчиком во всё той же компании своего отца, который всегда к нам относился весьма доброжелательно, помогал словом и делом при установке дизеля на «Лагуну» в теперь уже таком далёком 1992 судьбоносном году. На рейде Ньюпорта всегда немало яхт, стоящих на буях, а то и на якорях, которым помогает добираться на берег, а потом и обратно на борт, вот уже не один десяток лет эти местные мотоботы. На одном из них и работает теперь Тик, подававший такие надежды в молодости.
В самом начале нашего причала, на берегу расположен магазин яхтенных припасов «The Ship Store» нашего друга Джона, совсем небольшой, по сравнению с тем, который находится в огромной марине «East Passage Yachting Center».
Приобрести продукты на отход помогает легендарный Ричард Конкольский, за плечами которого три кругосветки. Неожиданно, на кассе он оплачивает продукты на переход! Я несколько опешил от его щедрости. Похоже он вспомнил, как когда-то, давно, сам готовился к переходам через Океаны.
Ричард на самом деле на редкость неординарная личность.
Свою яхту, на которой участвовал в двух кругосветных гонках одиночек, он самостоятельно и спроектировал и построил в Чехословакии. Когда партийные боссы не дали ему добро на участие в кругосветной гонке, он умудрился тайком, вместе со всей семьёй уйти на своей яхте, которую назвал «Декларация Независимости», в Штаты. Шуму тогда на эту тему было немало, особенно в самой Америке. Правда надеждам Ричарда на успех в гонках не удалось сбыться. Спонсоров он так и не нашёл. А без этого продолжать попытки на своей яхте не имело смысла. Внешне, особого разочарования не было заметно.
Ричард неплохо устроился в Ньюпорте. Перестроил небольшой домик на Бёрнсайд Стрит в прекрасное трёхэтажное жильё, с творческой мастерской в полуподвале, с многочисленными компьютерами, самостоятельной сборки, на которых занимался монтажом видеофильмов. Он довольно востребованный видео оператор. Потрясающей работоспособности и многогранности талантов, широкоплечий, с густой русой бородой и щедрой улыбкой на широком славянском лице, уверенный в себе настоящий мужчина. Встретить такого на жизненном пути, это подарок судьбы.
Ричард снял на видео наш отход из Ньюпорта, под лёгкий, едва заметный моросящий дождь. И по сей день это лучшее, если не единственное, видео «Дочери Ветра» на ходу, под парусом. Спасибо, Брат Ричард!
Провожающих тогда было немного. Наш благодетель со времён 92 года Джо Бритто, Ричард с женой Мики и сосед по причалу с подругой. Во время съёмки Ричард отвечал на вопросы «соседа» который удивлялся кормовому расположению киля на нашей яхте, шверту, которым можно управлять из кокпита не отходя от руля… Ричард, почти с гордостью рассказывал об устройстве «Дочери Ветра» с чем познакомился во время стоянки. Тогда он воспринимал особенности яхты со спокойным достоинством, не выражая своих эмоций. Теперь же было видно, с каким уважением он отдаёт должное нашему произведению.

Со свежим ветром, при не слишком ограниченной видимости и легкой мороси, мы быстро вышли на чистую воду. При попутном ветре, который усиливался всё больше, по мере удаления от берега, мы неслись под прикрытием наветренного берега, по ровной глади. Впереди вся Северная Атлантика, до самой Англии, нашей очередной цели на пути к заветной мечте, безостановочному кругосветному плаванию. Мы идём под одним гротом, стаксель давно закручен. Скорости рекордные! Ещё никогда мы не были в таких «благоприятных» погодных условиях.
Это наше первое одиночное плавание в Океане с «Дочерью Ветра», которое начинается вот таким необычным образом.
Нас нагоняет легкое прозрачное облачко, оно настигает и ветер усиливается ещё больше. Приходится полностью концентрироваться на управлении. От форштевня, по обе стороны разлетаются усы высотой два-три метра. Так мы рулим вот уже несколько часов, практически на голодный желудок, перед отходом было не до завтрака.
Надежда на ослабление ветра при прохождении облака не оправдываются, отойти от руля страшновато. Пытаюсь отследить хоть какое-то временное снижение скорости ветра.
Наконец решаюсь. Бросаю румпель, бегом к мачте, травлю фал, беру два рифа сразу. Уф-ф-ф, пронесло! Можно жить дальше.

Перед этим первым океанским переходом в одиночку на «Дочери Ветра», мой учитель Сергей Лексин, как-то между прочим, сказал: «Старайся не делать ничего такого без чего можно обойтись». Теперь стало понятно, о чём речь. Смотрю на убегающую воду за кормой, прямо изнутри, через входной люк и наш облегченный транец, ощущение беЗконечности, вечности и беЗсмертия. Это десятый переход через Атлантику, были и другие Моря и Океаны, но подобных впечатлений, переживаний, эмоций никогда раньше испытывать не приходилось. Создавая «Дочь Ветра» по наитию, не думал насколько важен этот «магический переход» от жизни в гонках к гораздо более высокому. Пять попутных штормов,
зарывание на крутой попутной волне
холод, мелкие неполадки, отвлекающие внимание. Такие, как сквозные латы, которые отрываются от ползунов на мачте. Не критично, но требуют заботы. Само собой начинает формироваться представление об идеальных условиях плавания, чтобы можно было максимально «сосредоточиться на главном».
Впереди Англия, куда мы пришли на «Лагуне» за пару дней до Рождества, в таком судьбоносном 1991-ом. «Собака кусает того, кто боится». Мои страхи перед зимними штормами в Атлантике тогда вполне подтвердились. Нам удалось выжить и урок извлечён. «Теперь всё будет иначе», как мантру повторял про себя всю дорогу. Так и случилось, прошли Ниддлс, узкий пролив к востоку от острова Уайт на рассвете, при отличной погоде. Потом ветерок посвежел и зашел на попутный. Реку Хэмбл пролетели как на крыльях, до самого «Элефанта», где наш друг Брайан Кроули вышел навстречу, помог пришвартоваться.
Здесь Саймон Ричардсон наш парусный мастер, увидев поднятую на берег «Дочь», глядя снизу вверх, произнёс только одно слово: «Splendid!»

Всё лето 2009-го делал «Описание Программы «Золотой Век России».
Март/апрель 2010.
Братик Мурат и Алексей Викторович.

В мае следующего 2010-го началась подготовка яхты к безостановочному кругосветному плаванию, собственно, для чего «Дочь Ветра» была задумана и построена.

Огромная работа была сделана за четыре месяца.
Фиксация мачты «от выпадания». Фальшборт. …….
Система дистанционной медицины! Джет бойл и газовые баллоны.

Благо здесь на верфи есть все условия. Саймон пошил нам новый грот, на котором разместились логотипы наших благодетелей, принявших участие в подготовке, и карта мира с маршрутом, названием проекта «Golden Globe 2010» — «Золотой Век России». Старт плавания запланирован с Канар, остров Ла Гомера. В начале сентября, на завершающем этапе подготовки, нанесли на днище пять слоёв необрастайки. Заготовка продуктов и снабжения на девять месяцев не прекращалась всё это время, с мая. По пути на Ла Гомеру, зашли в Испанию. Марина «Пуэрто Шерри», приняла нас как родных. Капитан гавани Франциско Колон (Колумб) оказал на редкость трогательное участие. Дэвид Скалли, и в этот раз пригласил на свою гостеприимную ферму. Обсуждали маршрут, погоду в Южном Океане. Запаслись свежими овощами и фруктами, прямо с плантаций.
Накануне перед выходом, прогноз показывает область низкого давления, которая проходив выше. Однако, в этот раз мы попадаем в довольно сложные условия. Сильный встречный ветер, короткая крутая волна. Сказалась усталость, накопившаяся за все это нелёгкие месяцы подготовки к главному плаванию всей жизни. Укачался, как никогда. Давление зашкаливает, лежу едва живой, не в состоянии даже позвонить по телефону. Это первый «Знак.
Погода пришла в норму на третьи сутки. AIS (по русски АИС) автоматическая идентификационная система, небольшой прибор (незаменимая вещь на яхте), показывает положение находящихся «в округе», предупреждает нас о встречном судне прямо по курсу, расстояние до него 30 миль, прикидываю, что до встречи около часа.
И «вспоминаю» только ощутив вибрацию, проходящего метрах в пятидесяти огромного сухогруза. «Стэнли Парк», название на транце легко читается невооружённым глазом. Ни одной живой души, ни на палубах стремительно пролетающего мимо гиганта, ни на крыле мостика. Не прошло и пяти минут, как разминулись, а мы уже идём точно по кильватерному следу. Похоже, всё это время мы шли точно лоб в лоб. Вахтенный помощник на мостике отвернул буквально на последних метрах до «встречи». Не сразу, но этот второй «Знак» заставил призадуматься. Мои учителя/наставники, Лексин и Галина Алексеевна неоднократно предупреждали: «Можешь не вернуться». Однако, подобные «намёки» уже не могли остановить набравшего полный ход Корабля, так долго, кропотливо многотрудно создавшегося для этого сверхестественного плавания. Как трудно отказаться, когда всё уже готово. Однако, после таких «знаков судьбы» продолжать упорствовать никак нельзя. Даже такому «упёртому» стало понятно, что-то пошло не так.
Это теперь, десять лет спустя после того, как «Стэнли Парк» уступил нам дорогу, понятно, что все эти годы, от начала проектирования и строительства в середине лета 2003-го до старта 30 сентября 2018 года, были подготовкой к Гонке Века.

А в октябре 2010-го, придя на Ла Гомеру было ясно, что пора домой.
Спасла Наталья Сидорова, секретарь Валеры Баранова, смогла сделать мне визу на пять дней. А то ж уходил как навсегда.

Продолжение следует…

Виктор Языков.

1 thought on “13 лет плавания «Дочери Ветра»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *