Виктор Языков

Виктор Языков

Ранние годы

Виктор Языков родился 29 октября 1948 года. Лазаревское – его место рождения – тогда называлось курортным поселком, а сейчас – это район города Сочи. В семье был старшим, потом родились еще два брата – я (Анатолий) и младший, Станислав.

Отец Аркадий Семенович – человек веселого нрава, отличный столяр и плотник. От него Витя унаследовал любовь к древесине и виртуозное владение шкипарем (с двух рук, между прочим). Мать Нина Ивановна по образованию учитель. Человек добрый, но достаточно строгий, властный и упрямый. От нее Виктору Языкову досталась сила характера.

Воспитывали они нас каждый по-своему, неприхотливо. От отца за шалости изредка доставался подзатыльник, реже, за очень серьезные проступки – ремень. От матери – “нотации” – довольно частая, длинная и неприятная процедура. Основное воспитание – это, конечно же, ежедневные домашние обязанности и работа по дому. Так как наше раннее детство совпало со строительством дома, то работы было предостаточно. А работа в саду и огороде вносила необходимое разнообразие.

О море Виктор мечтал с тех пор, как я себя помню. Его любимые книги – о море, любимый писатель – Джек Лондон, любимый зверь – волк. Нет, конечно же, характер у него не волчий, и он не похож на “морского волка” – персонажа своего любимого писателя, но силой характера с ним поспорит запросто.

“Идея посвятить жизнь морю родилась рано, в 1962 году. Точно помню тот день – за несколько дней до моего четырнадцатилетия погиб отец… У нас на берегу стояла небольшая лодочка – тузик. С отцом мы часто выходили на ней в море. Однажды отец с другом пошел на рыбалку. Стояла осень, и нередко приходили сильные шторма… Товарища обнаружили спустя несколько дней на берегу, лодочку тоже выбросило волнами, а вот отца так и не нашли. Я оказался старшим в семье – двое братьев, совсем малыши. Пришлось бросить школу (доучивался потом в вечерке) и идти работать на нашу верфь подмастерьем. Тогда и появилась отчетливая, осознанная мечта оказаться в океане под парусом, пойти в кругосветное плавание. Когда увидел на верфи яхты, в голове родился план. Мореходка. Нужно получить штурманское образование. Прикинул, что среднему брату Толе тоже неплохо в мореходку поступить, а младшему, Славику, надо в инженеры-конструкторы, чтобы потом спроектировать и построить яхту. По тому давнему плану жизнь и сложилась – все лодки делали вместе. Слава и сейчас руководит строительством, без его ведома ни один узел не собирают. Средний, Анатолий, тоже немало вложил сил, средств и в первую «Лагуну», а потом и в «Ветер перемен».”

При Лазаревской верфи был яхт-клуб. Именно здесь он впервые овладел навыками обращения с парусами. Надо сказать, что на Лазаревской верфи работали и отец, и мать, и младший брат Станислав. Своего рода второй дом. Витя здесь строил шлюпки, учился строить швертботы и яхты. Потом сам, во дворе дома, построил свой первый швертботик. Затем построил катамаран “Колибри” – уже как положено, по чертежам. Потом этот катамаранчик сгнил на крыше домика погранзаставы, куда был помещен за несанкционированный выход в море.

Дальше – служба в армии. Служил в ВДВ, демобилизовался старшиной роты десантников.

Дальний Восток

“После мореходного училища – на Дальний Восток, в рыбаки. Работа в северных морях – настоящая, мужская. Колоссальная закалка, слабых нет – либо это твоя стихия, либо уезжай обратно! В рыбаках я зарабатывал в месяц 2-3 тысячи при средней зарплате по стране в 120 рублей! Начинал вторым помощником капитана, но уже в следующий рейс пошел первым, затем старпомом, а потом взял и ушел в яхт-клуб на 100 рублей. Из рыбаков никто просто так не уходил – очень блатная работа, но хотелось работы для души, для себя, а не ради бумажек! Ходили по Охотскому морю, в Тихий океан, в Японию, пару раз во льдах затирало. Но потянуло на родину, к Черному морю.”

В 1979 году, являясь руководителем яхт-клуба находкинского торгового морского флота, В.Языков впервые в истории Советского союза привел яхту в Японию.

На Дальнем Востоке он нашел себе семью, а нам новых родственников – жену Людмилу и сына Алешку. Когда мать Виктора тяжело заболела, они перебрались в Краснодарский край, где Языков начал строить свою первую океанскую яхту.

Узнать больше о плавании советских яхт в Японию.

Яхта “Лагуна British Friendly”

Строительство яхты с перерывами продолжалось около шести лет. В 1986 году Виктора призвали на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Уходил на шесть месяцев, а вернулся, “набрав дозу радиации” через три. В течении полугода Языков восстанавливался, не мог толком ничего делать. Большой удачей в работе над избавлением от радиации оказался завалявшейся в подарок от родственников зеленый чай, привезённый с Грузии.

В 1988-90 годах Виктор Аркадьевич делает перерыв для участие в строительстве яхты “Фазиси” и в гонке Whitbread. Он подключился к делу еще на стадии проектирования, и прошел нелегкий путь этого первого коммерческого проекта российских яхтсменов. К глубокому сожалению, несмотря на героические усилия участников проекта, он оказался трагическим (погиб российский шкипер Алексей Грищенко) и бесславным. В очередной раз наше любимое государство не только не поддержало своих героев, открестившись от них, но и всячески замалчивало успехи наших ребят. Виктор был в составе экипажа вплоть до окончания второго этапа гонки Уитбрэд 89-90гг. Ввиду ротации экипажа ему дали отдохнуть один этап, пообещав пригласить на заключительный, но, как это часто бывает, нашлись другие люди, и он уже в этой гонке не участвовал.

Он продолжает строительство яхты “Лагуна”, хотя и на время покидает родину по приглашению своих друзей, английских яхтсменов, для стажировки на верфи “Elefant”. Эта поездка позволила познакомиться с передовыми технологиями в строительстве яхт, и завязать тесные отношения с ведущими яхтенными конструкторами и дизайнерами. После эти связи будут использованы им при строительстве яхт по проекту “Wind of Сhangе”.

В начале 90-х Виктор в очень непростых условиях покидает Родину на яхте “Лагуна” и сквозь жестокие шторма доходит до Англии, где от иммиграционного офицера узнает, что страны, откуда он вышел, больше нет…

Приближалось время старта одиночной гонки OSTAR. Заработанных денег кое-как хватило на то, чтобы подготовить “Лагуну”, и здесь не обошлось без помощников: сердобольные англичане помогали, кто чем мог. В знак благодарности простым английским людям за их дружелюбие Виктор изменил название яхты. Она стала называться “Laguna British Frendly”.

В воскресенье, 7 июня 1992 года из Плимута в знаменитой гонке OSTAR стартовали 87 смельчаков. Впервые среди вымпелов одиночек над судами реял российский флаг…

До финиша в Ньюпорте, получив зачет, дошли лишь пятьдесят пять участников. “Лагуна” пришла в Ньюпорт спустя двадцать семь дней после старта, заняв тридцать седьмое место в общем зачете и четвертое место в своем классе.

Был волнующий финиш с толпами болельщиков, репортерами и интервью. Конгрессмен США Рон Макли вручил русскому шкиперу Виктору Языкову американский национальный флаг, специально снятый по такому случаю с Капитолия. Это был триумф!

В США Виктор ещё поработал какое-то время в компании по производству углепластиковых мачт. Этот опыт, как раз пригодился при строительстве яхты “Дочь Ветра”.

Узнать больше о яхте “laguna British Frendly” и об участии Языкова в гонке OSTAR.

Проект “Wind of Change”

После бурных дней, ознаменовавших окончание гонки и празднование Дня независимости, наступили будни. В начале планировалось заработать немного денег на обратную дорогу и вернуться на “Лагуне” домой. Но со временем эти планы поменялись. Вместе с Бобом Адамсом, таким же фанатиком паруса, как и Виктор Языков, было решено сделать совместный проект, в котором бы участвовали два яхтсмена: американец и русский. Цель проекта: построить яхту и участвовать на ней в гонке “Around Alone” 1994-95 годов.

Но с участием в 1994 году ничего не вышло. Стали строить яхты для гонки Around Alone” 1998-99. Спуск яхт на воду первоначально намечался на начало мая 1998, но затем неоднократно откладывался. В последней декаде июня яхту Боба спускали первой, на неделю раньше Витиной.

Подготовка к переходу и торжественные проводы затянули окончательный отход до 17-го июля – на полтора месяца позже запланированного.

Эта задержка усугубилась в дальнейшем слабыми противными ветрами в Атлантике, что поставило под сомнение участие Боба и Виктора в гонке. С Бобом так и случилось. За три дня до старта он заявил о своем неучастии в гонке.

От Виктора Языкова не было никаких вестей вплоть до его появления в Чарльстоне. Не знаю, есть ли среди Богов тот, что отвечает за связь, но если он есть, то очень сердит на Виктора. Как и в гонке через Атлантику в 92-ом, так и в этом переходе, и на первом и на втором этапах гонки он оказывался без связи.

И тем не менее за два дня до старта он пришел в Чарльстон.

Узнать больше о проекте “Wind of Change”

“Around Alone” и “Ветер перемен”

Виктор Языков, опаздывая на старт гонки “Around Alone” 1998-1999, всё же выходит на дистанцию, получив 271 час штрафного времени.

По результатам гонки профессиональный журнал “Seahorse” присвоил Языкову титул “Яхтсмен месяца”, Всероссийская федерация парусного спорта назвала Виктора Языкова “Яхтсменом года”, Русский биографический институт присвоил Языкову звание “Человек года” в номинации “Спорт”. В этом же году Языкову присвоено звание “Почетный гражданин города Сочи”.

Июнь 2000 В.Языков на яхте “Ветер перемен” занимает 2 место в Трансатлантической гонке одиночек (класс “Open-40”).

Узнать больше о проекте “Around Alone” и “Ветер перемен”

City of Sochi

В планах строительство 50-футовой лодки для гонки Vendee Globe. Для начала нового проекта, приходится продать яхту “Ветер перемен”. Но как и все начинания, этот проект идёт тяжело. Финансирование ограничено, но Виктору Аркадьевичу удаётся найти стартовый капитал и верфь в Италии, где обещают незадорого построить яхту “City of Sochi”. Но Виктора Языкова не устраивает качество работ. Он постоянно вмешивается в рабочий процесс, требует безупречного качества. В итоге из-за нехватки средств строительство останавливается.

В итоге 2003 году недостроенный корпус Виктор спускает в море, устанавливает временную мачту и отправляется в Сочи. в Атакау-марин он встречается с  российским яхтсменом-путешественником на малых яхтах Евгением Гвоздёвым и берёт его яхту “Саид” на буксир до г. Сочи.

“Дочь ветра”

Происходит переоценка ценностей. После неудачи с последним проектом В.Языков отходит от гонок вообще, о чём ни разу не жалеет. Как у Бернарда Муатисье, у яхтсмена-одиночника наступает момент, когда он ясно понимает, что гонка после определённого этапа развития только мешает дальнейшим поискам истины. Наконец-то Виктор Аркадьевич Языков с удовольствием и со спокойствием создаёт идеальную яхту. С 2004 года идёт строительство “Дочери ветра”.

26 мая 2007 Виктор Аркадьевич впервые спускает на воду свою яхту второго поколения “Дочь ветра” и отправляется в испытательные плавания по Чёрному морю. В целом идеи, заложенные в яхту, работают.

2008 Повторный спуск яхты “Дочь ветра”. Переделана мачта, удлинён корпус, выполнены другие важные работы по доводке яхты. Переход с экипажем через Канарские острова в США (Чарльстон).

2009 Одиночный переход на яхте “Дочь Ветра” по маршруту Чарльстон – Нью-порт (США) – Саумптон (Англия).

2010 Одиночный переход Саумптон (Англия) – Канарские острова. Изначально планировалось в этом году совершить главное плавание, ради которого и была построена яхта. Проект называется Golden Globe и растянулся без малого на 10 лет. На многих фотографиях “Дочери ветра” можно видеть эмблему кругосветки с надписью “Golden Globe 2010”. Безостановочное кругосветное плавание на яхте без авторулевого началось в Англии, но вскоре закончилось на Канарских островах. На борту была специальная система телемедицины, но Языков настолько плохо себя чувствовал, что даже не мог встать с койки и взять спутниковый телефон, чтобы позвонить кому-нибудь. После были ещё яркие знаки, как, например, без малого столкновение со встречным судном, ккоторые дали Виктору Аркадьевичу понять, что время ещё не пришло…

2011 Языков совершает вроде ничем не примечательное, но по-настоящему уникальное путешествие в течении 42 дней по Атлантике Ла Гомера (Канарские 0строва) – Ла Гомера. Это было поразительное плавание в идеальных условиях, чего фактически никогда не бывает.

2012-2014 гг. Одиночное кругосветное плавание на яхте “Дочь Ветра” по маршруту Канарские острова – Панамский канал – Новая Зеландия – о.Маврикий – Канарские острова. Каждый этап был характерен получением нового опыта и постоянным совершенствованием яхты “Дочь ветра”.

В 2015 году Виктор Аркадьевич по приглашению инвестора марины “Лазур”, Черногория совершает одиночное плавание Канарские острова – Зеленика. На долю Языкова выпало 6 встречных штормов, которые наглядно продемонстрировали способность яхты самостоятельно идти под парусом против встречного 8-9-ми бального ветра.

Благодаря помощи Сергея Анатольевича Мартынова, совладельца марины “Лазур”,  яхта “Дочь ветра” была основательно отремонтирована, модернизирована, приобрела носовые були и была снабжена для безостановочного кругосветного плавания в рамках проекта Виктора Языкова Golden Globe.

 

“Очевидно, что Виктор Языков превосходный моряк и имеет невероятную храбрость и твердость духа… Это замечательно, что он участвует в гонке, он очень упорно трудился, чтобы сделать это и он заслуживает поздравления. Россия должна гордиться этим моряком!”

Марк Шредер, директор гонки “Around Alone”

“Не важно, что ты делаешь. Ты всегда делаешь лишь одно дело. Ты создаешь себя.”

“На земле слишком много зла, исходящего от людей. Природа же бывает жестокой, но никогда не бывает злой. Она просто проверяет твои способности. Море справедливо.”

Виктор Языков

 

Авторы статьи: Анатолий Языков, Виталий Елагин

 


Ссылки на материалы о Викторе Языкове

1. Знаменитый фильм Виктора Языкова “Ветер перемен”,  а также “Ветер перемен на верфи”, “Дочь ветра”

2.   Виктор Языков. Наедине с океаном. На сайте “Яхтенный мир”

3. Виктор Языков (по материалам сайта “Ветер перемен”)

4. Лицом к лицу с кумиром


7 thoughts on “Виктор Языков

  1. да хороший сайт и во истину уважаю мужество и отвагу русских моряков.Есть чему нам гордиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *