Whitbread

Существует легенда, которая гласит, что идея океанской регаты родилась у полковника Билла Уитбреда и адмирала Отто Снайдера за кружкой пива. Впрочем, даже если бы они в это время пили морковный сок или ели йогурт, история все равно бы в этом никогда не призналась. Полковник и адмирал могли пить только пиво. Потому что Билл Уитбред, благодаря которому кругосветная гонка в течение 25 лет называлась Whitbread Round the World, происходил из семьи, которая варила пиво с 1742 г., а Отто Снайдер обеспечил поддержку со стороны Королевского флота, потому что это была единственная организация, которая могла обеспечить поддержку такого масштаба.

Первая гонка, 1973

Первая регата стартовала 8 сентября 1973 года в Портсмуте при огромном скоплении зрителей – около 3 тысяч яхт, которые не слишком сильно отличались от яхт участников. Старт из пушки дал сэр Алекс Роуз, в одиночку обогнувший на яхте весь земной шар. Один из участников первого «Уитбреда» сэр Робин Нокс Джонсон, который  в 1969 г. выиграл первую безостановочную одиночную кругосветную гонку сказал следующее: «С моей точки зрения публика впервые восприняла именно кругосветную гонку «Уитбред» как настоящую гонку, а не просто путешествие вокруг земного шара… В 1968 г. мы собрали группу энтузиастов, которые решили организовать переход на яхтах вокруг земного шара без остановок на приз газеты «Санди Таймс». Но как только мы вышли в море, наше путешествие превратилось в настоящую азартную гонку. По ее окончании мы подумали: а почему, собственно, не организовать настоящие кругосветные соревнования с полными экипажами? Я помню, как мы обсуждали этот вопрос в ассоциации яхтсменов Королевских военно-морских сил. Именно эта ассоциация и организовала первую гонку «Уитбред» и являлась ее главным организатором вплоть до 1993 г.»

А вот что говорит Иен Бейли-Вилмот, директор состязаний «Уитбред»: «Когда мы организовывали нашу первую гонку, то в основном использовали свои связи в Королевском военно-морском флоте и поэтому организационные расходы были крайне незначительны. Участники соревнований останавливались в Кейптауне, Сиднее, Южной Америке и возвращались в Великобританию. На всех стоянках нас встречали офицеры Королевских ВМС, которые в свое время учились вместе. Это создавало предпосылки для очень тесного сотрудничества с ними, а потому и в денежном выражении гонка стоила недорого.»

Флот был очень разношерстным, самая старая яхта была построена в 1936 году, самая новая достраивалась по ходу гонки. Чтобы хоть как-то уравнять шансы, применялась система гандикапа, то есть результаты пересчитывались с учётом технических особенностей яхт, и победителей было двое: дошедший первым до финиша и первый по пересчёту. Такой подход к организации регаты существовал до 1997 года, начиная с которого в гонке стали участвовать яхты единого класса. Всего на дистанцию вышло 17 яхт из 7 европейских стран со 167 членами экипажа на борту. Маршрут первой гонки пролегал из Портсмута в Кейптаун, затем через Индийский океан в Сидней, после Австралии он пролегал вокруг мыса Горн, вел в Рио-де-Жанейро, и оттуда обратно в Портсмут, протяжённостью в 27 с половинной тысяч морских миль. Бюджеты участников были незначительными, команды хоть и находили спонсоров, но иногда спонсорская помощь выдавалась не в денежном, а в натуральном выражении. Другие команды шли на гонку как в большой круиз, набирая не только свежемороженное мясо, но и вино, любимые книги и даже настольные игры. С тех пор кругосветка стартовала 7 раз, каждые четыре года собирая под свои знамена лучших яхтсменов современности.

Фаворитом первых соревнований была французская яхта известного шкипера Эрика Табарли. Отличительной особенностью судна был корпус из алюминия и урановый киль. Однако вскоре после старта все надежды на победу этого несомненно выдающегося яхтсмена оказались разбитыми. Через 2,5 недели после начала гонок на французской яхте сломалась грот-мачта. Судно направилась в Рио, куда специальным самолетом из Франции был направлен рангоут. Однако во время 3-го этапа состязаний мачта опять сломалась, и Табарли был вынужден прекратить гонку.

Среди участников первой гонки следует отдельно выделить выдающегося яхтсмена Питера Блейка, новозеландца, который впоследствии участвовал в четырех последующих «Уитбредах». Яхта, на которой он тогда шел вахтенным начальником, называлась «Бертон Каттер».

Питер Блэйк не без удовольствия участвовал в соревнованиях на «Бертон Каттере». Яхта, на которой шел Блейк, была подготовлена неважно, однако опыт этой гонки несомненно пригодился ему в последующих соревнованиях. Говорит Блейк: «Некоторые стальные части нашей яхты ржавели, зачастую мы не знали какие канаты к каким парусам относятся. Подготовка велась до последней секунды перед стартом, а многое доделывалось даже после него… Случались и смешные моменты: так, слесарь неправильно подсоединил унитаз и поэтому зачастую его содержимое выливалось в то место, где у нас хранились продукты. Один из членов экипажа спал под черным зонтом, потому что ему мешал дневной свет. Но как бы там ни было, мы приобрели хороший опыт во время этой гонки: после нее мы знали, что и как не следует делать.»

Несмотря на все трудности, которые «Бертон Каттер» встретила на пути в Кейптаун, включая столкновение с японским рыболовным судном, экипаж которого пригласил их потом на ланч, они были первыми в Кейптауне. Путь до него занял у них шесть недель. Однако празднования по случаю прибытия в южноафриканский порт были кратковременными: команде пришлось заняться ремонтными работами, которые, как водится, должны были быть завершены еще до старта в Портсмуте. По меньшей мере нужно было заделывать трещины в корпусе, дававшие в море сильную течь.

На следующем этапе гонки командам предстояло выйти в Индийский океан. Путь в него был путем в неизвестность. Напряжение на лицах шкиперов перед стартом говорило о многом. Чей Блайт оставил позади все свое разочарование по поводу проигрыша первого этапа и на старте второго наслаждался серенадой, которую ему напевал один из его преданных десантников. Индийский океан встретил яхтсменов очень сурово. В борт яхты «Бертон Каттер» постоянно били волны, и ручейки воды, сочившиеся через щели в корпусе, вскоре превратились в настоящие фонтаны. Воду пришлось немедленно откачивать. «Воды было очень много, — рассказывает П. Блейк, — практически все днище яхты по всей длине было заполнено. Шпангоуты отделились от обшивки и корпус потерял жесткость. В любой момент яхта могла затонуть. Поэтому было решено прекратить участие в гонках.»

Яхта «Бертон Каттер» провела необходимые ремонтные работы и благополучно добралась домой, в Новую Зеландию. Так для Питера Блэйка закончилась первая гонка «Уитбред»: «После окончания плавания я еще месяцев шесть во сне продолжал гоняться, вскакивая как угорелый каждые четыре часа, и в течение всего этого времени даже думать не хотел о яхтах и о море. Однако время шло и я подумал, что надо участвовать в следующих соревнованиях и все-таки попытаться их выиграть.»

Тех же, кто продолжал соревнование, Южный океан встретил коктейлем из ураганного ветра и айсбергов. Тогда в ревущих 40-х широтах погибло три человека. С палубы был смыт яхтсмен Уотерхаус. Доминик Гие, французский яхтсмен, во время смены переднего паруса также оказался за бортом. Трагически погиб Бени Хопкинс с яхты «Великобритания 2». «Хопкинс стоял на палубе, когда его накрыла волна и смыла за борт, — вспоминает Чей Блайт.- Он был замечательным парнем, прекрасным яхтсменом и эта драма до сих пор не дает мне покоя. Я об этом много думал в течение последующих лет, размышлял, все ли было сделано для его спасения. В конце концов я пришел к выводу, что спорт, которым мы занимаемся, полон риска и им нужно или заниматься, или бросать его. Но в той ситуации мы абсолютно ничего не могли сделать, чтобы помочь Бени.»

В Сиднее первым был Эрик Табарли на яхте «Пен Дьюк VI». Третий этап был ничем не легче, и проходил в ревущих 50-х широтах Тихого океана с огибанием мыса Горн, который печально известен как братское кладбище сотен кораблей и тысяч моряков. «Великобритания 2» первой обогнула Южную Америку, первой пришла в Рио-де-Жанейро и, наконец, первой финишировала в Портсмуте, покрыв все расстояние вокруг Земли за 144 дня.

Однако приз за победу по гандикапу был присужден яхте «Сеюла II», которая затратила на плавание всего 152 дня, но по исправленному времени 133 дня. Владельцем и шкипером был мексиканский мультимиллионер, король стиральных машин Рамон Карлин. Во время гонки яхту мексиканцев однажды перевернуло, однако к счастью, никто при этом не пострадал. В гонке стартовало 19 яхт, полностью прошли все этапы 14 яхт.

Вторая гонка «Уитбред», 1977

Во время второй гонки «Уитбред» Питер Блэйк был вахтенным начальником яхты «Кондор». Его яхта сразу после старта лидировала среди 15-ти парусников, вышедших в открытое море. У Западного побережья Африки экспериментальная мачта яхты «Кондор», впервые в истории яхтинга сделанная из углепластика, сломалась, сведя на нет все шансы выиграть гонку.

На следующем этапе яхта «Кондор» была оснащена новой мачтой. Слово Робину Ноксу Джонсону, члену команды судна: «Для определения погоды в первых гонках мы использовали обычный барометр, а также наблюдали за облаками. Метеоинформацией со спутников мы не пользовались из-за её дороговизны — тогда она обошлась бы нам почти в 100 000 фунтов стерлингов. Для определения своего местоположения мы применяли обычный секстант. В современных же гонках используют последние достижения в спутниковой навигации и вы знаете свои координаты с точностью до 10 метров. При помощи погодных факсов и фотографий поверхности с ИСЗ, получаемых на борт яхты, вы точно можете определять погоду на ближайшие 2-3 дня.»

На этой регате впервые участвовала женщина-шкипер. Она шла на яхте «АDC-акутрак», между прочим, заняла пятое место. Но истинным лидером этой и последующей гонки был голландец Конни ван Ритцшотен — богатый бизнесмен, который любил приключения. Для участия в гонке Конни привлек лучших кораблестроителей, подобрал новейшие материалы и попытался подобрать команду из самых опытных моряков. Перед началом соревнований его яхта прошла тщательные испытания, в тренировках она преодолела более 10 000 миль. «Для того, чтобы участвовать в подобных гонках, нужно тщательно готовиться. Очень плохо, когда перед началом таких состязаний некоторые яхты проходят испытания в течение недели, не больше.»

Усилия, которые Конни затратил на подготовку себя оправдали — в Кейптаун он пришел первым. Однако его мечтой и целью было выиграть главный приз компании «Уитбред» за абсолютный результат без учёта гандикапа. Но Конни прекрасно понимал, что его яхте, длиной в 65 футов, будет трудно состязаться с яхтой «Великобритания 2» длиной 80 футов. Длина бежит.

Для победы в состязаниях Конни продумал все детали, в частности, он первым в истории гонок взял на борт обезвоженные продукты, чтобы уменьшить вес яхты. Дисциплина на борту была очень жесткой. «Я тщательно следил за порядком во время плавания, строго запретил сквернословие и жестко прерывал всякие попытки жаловаться на обезвоженные продукты. Яхтсмены в тяжелых условиях очень часто начинают ныть и жаловаться на качество пищи.»

На втором эатпе до Новой Зеландии, когда яхта голландца Конни достигла ревущих сороковых, он очутился в своей стихии, так как он-то и был истинным искателем приключений. «Гонка в Южном океане полна риска, — делится своими впечатлениями Конни, — встречаются айсберги, и их очень трудно увидеть — некоторые возвышаются над поверхностью моря всего на 1-2 метра; нам же, по положению о гонках, не разрешалось пользоваться локаторами. Если вдруг яхта налетит на айсберг, то это все равно, что удариться о стенку. Но тем не менее, мне очень нравятся эти соревнования.»

Яхта рискового голландца Конни в итоге заняла первое место по скорректированному времени  после семимесячного плавания. Однако на подходе к Британским островам погода была почти такой же, как и в Южном океане. Сила штормовых шквалов достигала 55 узлов и яхта, раскачиваясь из стороны в сторону на попутном ветре, касалась планширем воды. «При подходе к Саутгептону у нас порвался спинакер, однако члены экипажа были настолько счастливы в преддверии победы, что забыли о нем. Нас встречало очень много народа, и мне приходилось следить за тем, чтобы экипаж не отвлекался на приветствия и продолжал внимательно работать.»

Второй была яхта «Кингс Ледженд». На ее борту был американец Скип Новак, который участвовал в последующих трех гонках, в том числе в составе советстко-американского экипажа на яхте «Фазиси». Рассказывает Новак: «Мы прекрасно провели время. Каждый раз за обедом у нас была бутылочка винца. В тот раз именно так мы и гонялись вокруг света. Яхта была полностью загружена вином. Мы пришли вторыми, но могли бы быть и первыми. Впрочем, заверяю вас в том, что это случилось совсем не потому, что мы пили вино.»

Третья гонка «Whitbread», 1981

Три года спустя, в третьей гонке «Уитбред» участвовало рекордное количество яхт: 29 из 15 стран. В этот раз голландец Конни Ван Рицшотен имел новую яхту «Флаер II», специально построенную для участия в очередных соревнованиях. Как сказал Кони: «Новая яхта, большая по размерам и парусности, и новая гонка.» Теперь голландец использовал одномачтовую яхту вместо двухмачтовой.

Из Саутгептона яхтсмены шли в Кейптаун, из Кейптауна в Австралию (Сидней). Третий этап завершался в Мар-дель-Плато (Аргентина). Затем участники состязаний направлялись в Портсмут, покрывая в итоге расстояние в 27 000 миль.

Через 3 недели после начала гонки яхтсмены попали в штиль и наступила сильная жара. Ветра практически не было. Участники гонки ждали хотя бы капельки дождя и молили Бога о том, чтобы погода изменилась. И это вскоре произошло. Начался сильный шторм. На яхте «Серамко», ведомой шкипером Питером Блэйком, в двух местах сломалась мачта. Один маленький сломавшийся болт крепления в очередной раз развеял надежды Блэйка на победу в гонке.

Однако вместо того, чтобы зайти под двигателем в ближайший порт и там заняться ремонтом, Блэйк принял решение изготовить аварийную оснастку. Под ним яхта Блейка самостоятельно добралась до Кейптауна, проходя в день до 200 миль.

На следующем этапе «Серамко», оснащенная новой мачтой, первой пришла в родной порт Окленд в Новой Зеландии. У Конни ван Рицшотена были свои идеи как пересечь Южный океан. Ален Габей, шкипер яхты «Хейдсек» также знал, что это за место. Он второй раз участвовал в «Уитбреде», а его 60-футовик был основным соперником «Летучего Голландца» Конни по гандикапу.

Большинство яхт форсировали парусами, что давало высокие скорости, но при этом быстро выходил из строя рангоут. Так, через шесть дней после того, как «Флаер» вышел из Кейптауна, на нем сломался гик. Однако Конни и его команда были готовы к такому повороту событий. «К счастью, — вспоминает Конни, — у нас были необходимые инструменты и запчасти для того, чтобы починить гик прямо на палубе. Ремонт занял у нас около 12 часов и мы продолжили гонку. Я не думаю, что мы из-за этой поломки проиграли хотя бы милю.» Через несколько дней у Конни случился сердечный приступ. Команда настаивала на прекращении гонки, но он приказал идти дальше. «У меня среди членов экипажа был доктор, который приказал мне все время находиться в койке. К счастью, погода была тихой, море не штормило. Через несколько дней я продолжил работу как будто ничего и не случилось.» «Я могу только представить как это с ним случилось, — комментирует Питер Блэйк, — Пребывание на яхте связано с многочисленными стрессами, приходится мало спать, много работать. Напряжение очень высокое. 7 дней в неделю нет никакого отдыха, и сердце, постоянно качая перенасыщенную адреналином кровь, не выдерживает. Конни приказал своей команде никому не сообщать по радио, что у него случился сердечный приступ. Мы могли бы оказать ему помощь, так как у нас на борту был врач.»

Умереть Конни ван Рицшотен не имел права, потому что он поставил перед собой большую цель: выиграть гонку «Уитбред». После того, как у него случился сердечный приступ, неутомимый голландец прошел 7000 миль, однако о случившемся все узнали только после завершения гонки. Город Окленд известен тем, что встречает участников гонки наиболее торжественно. Вернувшись в Южный океан, яхта «Флаер», что в переводе означает «летающая», оправдала свое название. За сутки она преодолела 327 миль. Новый мировой рекорд.

Это позволило Конни догнать новозеландца Питера Блэйка, который использовал новую тактику в начале этапа и теперь две яхты шли практически бок о бок. Суда двигались очень быстро, приборы редко показывали скорость ниже 15 узлов.

Опять начался шторм. Таких огромных волн экипажи яхт еще не видели. Экипаж французского парусника «Голуа» испытывал многочисленные трудности. Через 13 000 миль, после того, как новозеландцы сломали мачту, сломалась мачта и у французов. Яхта направилась на Таити под аварийным снаряжением и прекратила гонку.

Впереди разворачивалась дуэль между яхтами «Флаер» и «Серамко». Говорит Конни: «У нас возникли проблемы с коротковолновой радиостанцией и я не мог определить позиции других яхт. «Серамко» находилась рядом и у меня была возможность общаться с ними по УКВ, получая от них информацию о нахождении прочих парусников. Однако Блэйк давал эту информацию не просто так. Всякий раз он просил одну или две бутылки «Шампанского». Таким образом в общей сложности я должен был ему 36 бутылок. На подходе к мысу Горн я опережал его на 5 или 6 миль и предложил Блэйку сделать приятное его спонсору и передать в эфир для мировой прессы сообщение о том, что наши яхты идут рядом. Блэйк согласился. В ответ я потребовал с него те самые 36 бутылок «Шампанского», и возражений с его стороны не последовало».

Яхту голландца «Флаер» остановить было уже нельзя, она первой закончила гонку и установила новый рекорд, покрыв расстояние за 120 дней, на 14 дней улучшив прежнее достижение. Но самое главное заключалось в том, что осуществилась мечта Конни — он выиграл два приза: за абсолютную скорость и по гандикапу. Теперь голландский бизнесмен, искатель приключений был наисчастливейшим человеком, он достиг всего, чего хотел и мог в последующих гонках больше не участвовать.

Четвёртая гонка «Whitbread», 1985

Сентябрь 1985 г., Портсмут. Гонки «Уитбред» возобновились. На этот раз все 15 яхт-участниц были специально построены именно для этих состязаний.

На этот раз к соревнованиям было приковано особое внимание общественности. В экипаже английской яхты «Драм» участвовал известный рок-певец Саймон Ле Бон из группы «Дюран-Дюран». Он вступил на борт яхты «Драм» в Новой Зеландии с тем, чтобы участвовать во второй части состязания.

Однако даже этап подготовки к гонке был полон опасностей. Во время Фаснестской гонки перед стартом «Уитбред» Ле Бон чуть не расстался с жизнью. На «Драме» оторвался киль и яхта перевернулась. Ле Бон вместе с 5-ю членами экипажа оказался в воздушном мешке под яхтой. Однако, к счастью для пострадавших, кто-то с берега уведомил спасательную службу о случившемся и все члены экипажа были спасены вертолетом. «Драм» отремонтировали в очень короткий срок, но несчастья преследовали его и далее. Через 20 мин. после старта на ней порвался спинакер. Это происшествие было незначительным, однако члены экипажа стали подумывать о том, не является ли это каким-то роковым знаком судьбы. Шкипером «Драма» был Скип Новак. Он участвовал во многих гонках, хорошо знал членов команды, однако звезду эстрады на палубе своего судна он увидел впервые.

«Сам Ле Бон очень сильно отличался от других членов экипажа,- делится впечатлениями Новак,- Было видно, что у него очень высокий уровень интеллекта. Ему эта гонка очень нравилась, он выполнял любую работу. Для поп-звезды это, по-моему, совсем нетипично.» Такую же популярность, как и Ле Бон, получит впоследствии и женщина, в следующей гонке возглавившая впервые в Уитбред полностью женский экипаж. Пока же она участвует в гонке как кок. Ее зовут Трейси Эдвардс: «Мне предложили участвовать в состязаниях в качестве повара. Приятного в этом мало, но я не могла упустить единственную возможность попасть на яхту. И мне повезло, на протяжении длительного времени я участвовала в этой гонке. Мне довелось выполнять самые различные виды работ, и только полученные тогда знания позволили мне в следующей гонке стать шкипером.»

У другой яхты «Приватир» также были трудности: во время шторма сломалась мачта, и экипаж судна был вынужден взять горючее у одного из танкеров по пути. Это повлекло дисквалификацию за получение посторонней помощи. Пьеру Фелману, шкиперу швейцарской яхты «Ю-Би-Эс» (UBS), повезло больше. На его паруснике во время того же шторма всего лишь порвался грот. Судно Фелмана пришло в Кейптаун первым, покрыв 6 000 миль за рекордное время: 37 дней, что на 2 дня улучшило результаты, установленные в 1981 г. яхтой «Флаер».

В этот раз Питер Блэйк возлагал надежды на новый парусник «Лайон Нью Зиланд», что переводится как «Новозеландский лев». «Мы решили построить яхту таким образом, — рассказывает П.Блэйк,- чтобы избежать как можно больше былых неприятностей: укрепили днище, сделали очень прочную мачту, покрыли судно специальным материалом, чтобы бороться с обледенением.» Однако и на этот раз Блэйку гонку «Уитбред» выиграть не удалось.

На третий этап гонки, который проходил через «ревущие сороковые», Питер Блэйк возлагал большие надежды. Однако Южный океан так и не заревел, а поэтому не заревел и новозеландский «Лев». Этап прошел при лёгких ветрах, что совсем не типично для этих мест. Кстати, на сей раз яхта Блэйка была оснащена по последнему слову техники, однако время от времени инциденты все же случались. «Однажды среди ночи мы почувствовали, что происходит что-то необычное, — вспоминает шкипер,- Проснувшись, мы увидели, что часть палубы мокрая, а часть — сухая. Яхта шла нестабильно, чувствовался определенный дисбалланс на руле. Я перегнулся через борт и увидел, что перо руля, которое должно быть белым, стало черным. Когда через несколько часов я опять вышел на палубу, то обнаружил, что яхта стала еще более неустойчивой. После прибытия в порт мы стали осматривать руль и увидели, что обшивка его пера слетела полностью, остался лишь металлический остов, покрытый пенопластом. Поэтому перед самым финишем яхта стала почти неуправляемой и по радио мы пытались сообщить встречавшим нас судам о необходимости соблюдения безопасной дистанцию.»

В Окленд первой пришла яхта «Приватир», членом экипажа которой была Трейси Эдвардс, забрав у Блэйка победу, к которой он так стремился. Вторым пришло новозеландское судно «NZI», а третьим был «Лайон».

Однако яхта «NZI» далеко не ушла, после старта следующего этапа она вскоре лишилась мачты и выбыла из гонки.

Тем временем на яхте «Драм» поп-звезда Саймон Ле Бон начал свой путь вокруг мыса Горн. У него не было никаких привилегий, он исполнял ту же работу, которую делали и остальные члены экипажа. «В таких гонках жизнь достаточно тяжелая: 4 часа на вахте, 4 часа отдыха,- делится воспоминаниями Саймон Ле Бон,- И даже если кто-то начинает рядом храпеть, то ничего ты поделать не можешь, приходится терпеть. Учтите, что это продолжается в течение многих недель. Достигнув мыса Горн мы открыли бутылку шампанского. Впервые за все время этапа после длительного воздержания.»

Тот факт, что на борту судна находилась рок-звезда, гарантировал теплый прием яхте «Драм» в Пунта-дель-Есте (Уругвай). Впрочем, туда она пришла второй. Первой была яхта «Ю би эс», «Драм», однако, опережал «Лайон» на 24 часа. Прочно лидирующие позиции занял швейцарский экипаж парусника «Ю би эс» и его шкипер в итоге добился успеха, выиграв гонку. «По мере того, как мы приближались к проливу, разделяющему Англию и Европу, нас встречали и приветствовали вертолеты Королевских морских сил. Мы прошли на последнем участке этапа 7000 миль. Это был очень длинный путь.»

Яхта «Драм» она заняла 3-е место. Приз по гандикапу был присужден экипажу французской яхты «Ле спри де кип» под командованием Леонеля Пепинеля, длина 58 футов.

«Whitbread», 1989

Трэйси Эдвардс решила участвовать в этой гонке в качестве шкипера женской команды и получила в своих начинаниях поддержку Королевского двора Великобритании (на ее яхте побывала, в частности, принцесса Йоркская). Говорит Трейси Эдвардс: «Было высказано предложение, чтобы в гонках участвовала яхта, экипаж которой был бы полностью женским. Сначала мне сказали, что это глупость, это невозможно. Но чем глупее я выглядела в глазах скептиков, тем сильнее у меня становилось желание создать чисто женскую команду.»

В тот момент, когда яхта «Мейден» с женским экипажем пересекла стартовую линию, она уже внесла свое имя в книгу истории «Уитбред». То, что казалось совсем недавно невозможным, стало реальностью. Кстати, Трейси искала спонсора среди 300 английских компаний, но ни одна из них не откликнулась. «Было слишком много скептиков, — рассказывает женщина-шкипер,- Но к счастью по мере того, как гонка развивалась, отношение к нам изменилось. Потенциальные спонсоры поняли, что мы можем проехать дальше, чем длина иголки.»

На этот раз маршрут гонок был изменен. Из Сауптгемптона яхты направились в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), затем во Фримантл (Австралия), а после в Окленд (Новая Зеландия). Затем состоялся заход в Южную Америку и впервые в Форт Лаудердейл (США). Всего гонки насчитывали 6 этапов с суммарным расстоянием в 32 000 мили.

Итак, август 89-го, Великобритания, порт Саутгемптон, 23 яхты-участницы в заливе Солент на старте. Впереди их ждёт более тридцати тысяч миль через три океана. В Атлантике сильный шторм, длившийся почти двое суток, разметал гонку. Швейцарскую “Мерит” накрыло океанским валом, и команда несколько часов боролась за плавучесть, отчерпывая воду. Английская “Ротманс” получила трещину в корпусе, отчего разрушилась палуба. У новозеландцев сломалась бизань-мачта. Серьезно пострадала финская яхта “ЮБФ”.

У Питера Блэйка была новая яхта и в этой гонки он испытывал на этапе подготовки большие трудности в поисках спонсоров. Он уже в течение 20 лет участвовал в состязаниях «Уитбред», однако первым ни разу не приходил. Впрочем, на сей раз Блэйк был уверен в том, что уж эту-то гонку он выиграет: «Перед началом соревнований мы провели тщательный анализ погодных условий вдоль нового маршрута гонки. В результате я сделал выбор в пользу кеча вместо шлюпа.»

В начале гонки Питер Блэйк шел бок о бок с одним из фаворитов: яхтой «Ротманс». Однако вскоре стало ясно, что две мачты делают судно более быстрым, чем одна. В итоге Питер Блэйк оказался впереди «Ротманса», который в свою очередь продолжал дуэль с яхтой «Мерит», ведомой Пьером Фелманом.

И еще одно знаменательное событие — впервые в истории «Уитбреда» состоялся дебют советского экипажа на яхте «Фазиси», построенной на судостроительной верфи в абхазском городе Поти всего за семь месяцев. Это было высшее достижение Советских яхтсменов на закате СССР. На испытания, а тем более на тренировку, времени у команды не оставалось. В стране не было экипажа с трансокеанским опытом хождения. Всего лишь один человек, второй шкипер “Фазиса” американец Скип Новак, участвовал в таких гонках. К Уругвайскому порту Пунта-дель-Эсте, пункту первого промежуточного финиша, “Фазис” пришел на 38 секунд позже, чем финишировавшие пятыми шведы. Никто не ждал от новичков-русских такой прыти…

Это была настоящая команда любителей, которая сама построила яхту своей мечты, сама её спроектировала и отправилась в океан в зависимости от того, кто сколько приложил к этому усилий. В мире уже гонялись профессионалы, и яхты строили профессиональные верфи. «Фазиси» была инновационной яхтой на то время. Строили её из алюминия и по спецификации обшивка должна была быть 2-2.5 мм., но варить такой металл очень неудобно — его ведет, и рабочие часто нарушали требования, увеличивая толщину металла. В итоге яхта получилась тяжелее расчётного, и по прилёту на самолете «Руслан» в Саумгептон, она не прошла обмер… Найденный на свалке киль от другой яхты позволил решить проблему. Также пришлось укоротить мачту. Но если б яхта получилась именно такой, какой её спроектировоали, она бы гарантирована попала в четвёрку лидеров. Мировые лидеры яхтенного дизайна обратили на неё пристальное внимание, а расположение палубного оборудование после было взято на вооружение многими проектировщиками зарубежных гоночных яхт.

Но капитализм показал своё оскал. На главного спонсора Coca-Cola надавили, дескать, негоже американской компании поддерживать советскую, и от русской команды по существу отказались фактически все спонсоры, которых итак было не густо. Денег не было даже на еду. В результате, в Уругвае, не выдержав стрессы и высокие нагрузки, погиб капитан яхты «Фазиси» Алексей Грищенко. Надо понимать, что больше года он не высыпался во время строительства яхты. Вся команда также устала, было много разногласий, и только после этой трагедии экипаж смог собраться и у команды появились спонсоры. Грищенко фактически вознёс себя на алтарь этой гонки.

Говорит Скип Новак: «Если честно, то эта гонка была самой тяжелой в моей жизни. Если брать каждого члена экипажа в отдельности, то они были прекрасными ребятами и великолепными яхтсменами, однако единой команды, как таковой, не было. Психологию советского экипажа я понял потом. У себя на родине они сталкивались с каждодневными трудностями при реализации проекта и, поэтому в результате накопившихся стрессов в психологическом плане у них у всех возникли очень большие проблемы.»

Из-за великолепных ходовых качеств эту яхту назвали летающей на попутных курсах, на острых же она была скорее похожа на подводную лодку, зарываясь в каждую встречную волну.

Во время прохождения второго этапа 5 яхтсменов было смыто за борт и один из них погиб. На яхте Creighton’s Naturally двух спортсменов, обоих подняли на борт, но 36-летнего Тони Филипса не смогли реанимировать. По согласованию с родственниками, тело было предано морю. Испанская яхта «Фортуна» установила новый мировой рекорд. За одни сутки она покрыла расстояние в 400 миль. Первой во Фриментл (Австралия) пришла яхта «Стайнлагер» Питера Блэйка. Она выиграла два первых этапа.

Через 7,5 тыс. миль яхта «Ротманс» опередила яхту «Мерит» всего на 28 сек. Члены экипажа судна «Мейден» забыли о неудачах, которые их подстерегали на 1-м этапе и на 2-ом этапе выиграли гонку в своем классе. Яхта «Мейден» опередила ближайшего соперника на 250 миль и вынудила скептиков замолчать. «Когда мы прибыли в Австралию, — вспоминает Трейси,- то я услышала следующий разговор. Один человек сказал: «Ой смотрите, девки все-таки добрались.» А его приятель ему возразил: «Они не добрались, они выиграли!»

Затем произошел самый плотный финиш в истории гонок «Уитбред». Во время третьего этапа длиной 3,5 тысячи миль до Новой Зеландии очень сильное соперничество развернулось между новозеландскими яхтами «Стайнлагер» и «Фишер и Пайкл». С французской яхты при этом беспомощно наблюдали как более мощный «Стайнлагер» обходит их, но поделать ничего не могли — яхта французского экипажа получила пробоину после удара кита. Однако, к счастью, пробоина была выше ватерлинии. На пролом наложили заплату и французы благополучно добралась до Окленда.

Тысячи яхт провожали участников гонки в самом начале 4-го этапа. На старте судно с болельщиками подошло очень близко к шведской двухмачтовой яхте «Карл», и в результате столкновения бизань-мачта последней сломалась. Тем не менее, «Карл» продолжала свой путь в Уругвай и с одной мачтой.

Финской яхте «Мартела» добраться до финиша не удалось из-за возникших неполадок с килем. Проблемы были серьезные и через некоторое время случилось неизбежное: киль оторвался и яхта перевернулась. Рассказывает шкипер «Мартелы»: «После отрыва киля яхта получила крен и через 10 сек. он уже составлял 90 градусов. Еще через 10 сек. судно перевернулось вверх днищем.» Финский экипаж был подобран яхтами «Шарль Жордан» и «Мерит». С этого момента гонщики с «Мартелы» продолжали свой путь в качестве матросов этих судов.

«Стайнлагер» продолжала уверенно выигрывать этап за этапом. Исключением не стал и финиш в форте Лаудердейл (США). После него у Питера Блэйка образовался приличный отрыв от ближайших соперников. Однако опыт научил его считать цыплят по осени. И кошмар, который мог случиться, почти случился. «Поломка в такелаже,— вспоминает Питер Блэйк,- могла стоить нам обеих мачт и мы бы проиграли все, что до сих пор выиграли.» У Блэйка не было уверенности в том, что он дотянет до финиша. Однако его «Стайнлагер» оказался непобедимым. Расстояние в 33 тыс. миль они прошли за 120 дней. Итак, Питер Блэйк достиг главной цели своей жизни, и он почувствовал радостное облегчение. «Я был счастлив, что одержал победу в такой напряженной гонке. Было потрачено очень много сил, после такого сверхнапряжения мгновенно перестроиться невозможно. Меня мучила бессоннница, неврозы, ночами мне казалось, что я все ещё в море.»

На протяжении этой гонки происходили различные инциденты. Например, одного из членов экипажа английской яхты из Ливерпуля пришлось эвакуировать на вертолете, поскольку ему требовалась срочная операция. Яхта при этом находилась на расстоянии 400 миль от побережья Англии. Такая спасательная операция была проведена впервые.

Швейцарцы особых достижений в этой гонке не достигли, однако утешением для них было то, что они в этой гонке опередили англичан. Возвращение на Родину яхты «Мейден» было триумфальным. Люди были поражены смелостью, решительностью женщин и они завоевали многие сердца по всему миру. Говорит Трейси Эдвардс: «Гонка действительно была трудной, напряженной и мы счастливы, что успешно ее завершили. Нам пришлось много пережить. Мы боролись не только с ветром, с непогодой, со штормом. Мы боролись с самими с собой, со своим характером. И это великое достижение.»

В результате яхтсмены из СССР заняли 11 место из 23-х участников. Такой Команды больше не будет.

«Whitbread», 1993

Для того, чтобы снизить расходы на участие в соревнованиях, организаторы ввели новый класс Whitbread 60. Но так как некоторые команды уже имели яхты класса Maxi, то на этой регате участвовали яхты двух классов. В качестве шкиперов на старт регаты вышли такие знаменитости как Деннис Коннер, четырехкратный победитель Кубка Америки, в сошкиперстве с будущей легендой Кубка Брэд Баттерворт на яхте Винстон, и гонялись они против другого ветерана класса AC, дебютанта Whitbread, Крис Диксон, на яхте Токио. Лори Смит вышел на старт на модифицированной испанской яхте Фортуна класса Макси, а в возрасте 22 лет Мэтт Хамфрис стал (и до сих пор остаётся) самым молодым шкипером в истории
Whitbread.

В первые часы после старта из Саутгемптона, Фортуна, которая была модернизирована из шлюпа в кеч, позволяя ей таким образом нести больше парусности, чем какая-либо другая яхта, потеряла бизань-мачту при первом сильном шквале, а затем, через два дня, и грот-мачту. Она вышла из
гонки.

Между тем, New Zeland Endeavor значительно оторвалась от всех остальных участников, наблюдая, как другие  пытаются её нагнать. Кроме как у Грант Далтона, радар был на борту яхты W60 Токио Криса Диксона, который двигался на юг, в поисках более сильного ветра. И он смог найти свой ветер, который позволил ему прибыть в Пунта-дель-Эсте, отстав от лидера всего на три часа.

У команды US Women’s Challenge закончились деньги, и часть экипажа, включая шкипера Нэнси Франк покинули борт яхты. Даун Райли возглавила экипаж. На втором этапе до Фриматла (Австралия) шкипер выбывшей яхты Fortuna Лори Смит  принял командование яхтой Intrum Justitia от шкипера Роджера Нильсона, который на первом этапе повредил колено. За несколько минут до начала, один из членов экипажа на макси-яхте Uruguay Natural выпрыгнул за борт в море. Многие хотели сделать то же самое, ибо худшие из морских Богов превратили второй этап в мрачное и пугающее мероприятие.

На яхте US Women’s Challenge вырвало крепление спинакер-гика и разорвало пополам их грот во время непроизвольного поворота через фордевинд. Потребовалось более двух дней на ремонт в условиях встречного холодного штрома. Баковый Кен Хара был смыт с борта Токио, но был быстро поднят обратно.

New Zeland Endeavor под полноразмерным спинакером и геннакером на бизане летела с отличной скоростью при ветре в 35 узлов, пока не сломалась бизань-мачта в районе третьего ряда краспиц. Яхта Brooksfield потеряла баллер руля в шторме, получив большую пробоину в корпусе. Экипажу пришлось бороться с поступлением воды.

Winston и Intrum Justitia изменили свои курсы и направились на помощь к итальянцам. Но французская макси La Poste добралась до Бруксфилда первой, через 12 часов после подачи сигнала бедствия. Она находилась рядом  на тот случай, если лодка затонет, и ожидала прибытия двух кораблей ВМС США для сопровождения Бруксфилда в порт.

На яхте Dolphin Youth также сломался руль — экипаж временно закрепил его и продолжил гонку. В то время как на Galicia ’93 Pescanova и Winston началось расслоение корпусов.

Intrum Justitia направилась на юг к айсбергам Антарктиды в надежде встретить подходящие ветра и установить новый рекорд среднесуточной скорости под парусом, зафиксировав таким образом 425 миль за сутки при средней скорости в 17,75 узлов. Она пересекла во Фримантл финишную черту первой, утверждая класс W60 как истинный океанский гончак, способный выстоять в самых жёстких условиях и демонстрировать действительно экстраординарные скорости. Tokio заняла второе место, через два часа пересекая финишную линию, и это после того, как за кормой осталось более чем 7000 миль. Winston и Yamaha также финишировали прежде, чем первая из макси-яхт Merit Cup достигла финиша.

Стартовав под спинакерами на третьем этапе до Окленд (Новая Зеландия), флот перемещался мимо великолепных пляжей Перты. Деннис Коннер на яхте Винстон взял курс южнее, ожидая хороший ветер в ревущих сороковых широтах. На первой неделе он захватил лидерство с отрывом в  140 миль, но в Тасмании Винстон попал в штилевую зону и всё преимущество сошло на нет. После увлекательной тактической битвы, Токио первой огибала мыс Реинг Новой Зеландии с шестью милями преимущества над New Zeland Endeavor и десятью милями от Winston, Yamaxa и Galicia’93 Pescanova.

Tokio и New Zeland Endeavor шли ноздря к ноздре, но ветер изменился по направлению и силе,  макси-яхта New Zeland Endeavor медленно обошла Tokio, получив преимущество в три
мили, чуть более двух минут на финишном створе. Winston пришёл через два с половиной часа после того, как Tolio финишировала второй, Yamaha прибыла ещё через 10 минут, макси La Poste, теперь во главе с Эриком Tabarly, закончила гонку 24 минуты спустя, Galicia ’93 Pescanova, четвертая в классе W60, финишировала всего через 12 секунд. Когда Intrum Justitia
пришла следующей, это означало, что первые семь лодок финишировали в течение пяти часов.

В соревнованиях также участвовали две украинские яхты.

 

На основе интернет-источников, составитель Виталий Елагин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *