Существует множество разновидностей лодок с парусом в регионе Тихого океана.
Сразу оговорюсь что я не являюсь экспертом по тихоокеанским лодкам. Всё ниже сказанное это просто моё скромное не на что не претендующее мнение.
История
В поисках древнейшего плавсредства, на котором технически можно пересечь океан, естественным представляется обратиться к технологиям мореплавания, сохранившихся с первобытных времен — и здесь мы видим казалось бы, общеизвестный факт, на который почему-то никто не обращает внимания. Этот факт — существование полинезийского судостроения и навигации, восходящее к эпохе палеолита. Полинезийская «проа» — лодка с аутригером (выносным противовесом), т.е. несимметричный катамаран, при крайней простоте конструкции обладает и хорошими скоростными качествами и исключительной устойчивостью позволяющими совершать серьезные морские походы.
Полинезийкие проа[pwal id=»26715903″ description=»Чтобы прочитать статью полностью, кликните по одной из этих кнопок, и дочитайте её до конца!»]
Возможно такие проа служат людям многие тысячи лет надёжным транспортом в Тихом океане на не длительных переходах между островами от Тайланда до Австралии. [1]Проа состоит из основной лодки (выдолбленного ствола дерева), аутригера (обтесанного бревна) и двух поперечин, соединяющих лодку с аутригером. Обычно проа имеет наклонную мачту и треугольный либо трапецидальный парус из циновок (благодаря которому она может идти при боковом ветре). Иногда для увеличения полезной площади на поперечины, соединяющие лодку и аутригер, укладывается легкий деревянный настил. Иногда используется два аутригера, по одному с каждой стороны. Управляется проа поворотом паруса и рулевым веслом. Аналогичные лодки с утригерами до сих пор используются рыбаками не только в Океании, но также в Кении, Танзании и Юго-Восточной Азии. |
Аутригеры с Вануату
Ворота в мир Полинезии. Если у Вас есть опыт использования таких лодок, поделитесь им. |
Индонезийские прау
Пожалуй самая захватывающая и перспективная страна. о. Бали и сейчас уже считается лучшим местом для отдыха. Но Индонезия огромна и есть множество островов. В Индонезии очень богатая культура передвижения под парусом. Я бы очень хотел походить на этих потрясающих тримаранах. Говорят они не сложны в управлении. |
Недавно на Бали пару раз порулил под подобным парусом. Из разговоров с аборигенами-шкиперами, а также на практических занятиях в море, удалось выяснить:
- Баллер руля (дерево диаметром около 8 см) вставляется в двух местах в вырезы, имеющие форму полукруга, а затем плотненько прижимается путем изгибания натяжной палки. Вращается руль довольно туго и на ходу удерживается в нужном положении за счёт силы трения в узлах крепления.
- Лодка, имеющая ширину около 60 см и почти вдвое бОльшую высоту, на ходу погружена на 30-45 см. Погруженная часть корпуса работает как киль-шверт-шверц и очень хорошо держит лодку на курсе. В то же время перо руля заглублено незначительно (20-30 см) и поворачивается в пределах всего +/- 30 градусов.
- На подъемной мачте (в верхней части) крепится снасть, выполняющая роль ванты. Используется только в сильный ветер, по необходимости.
- При усилении ветра весь парус «прижимается» к лодке за счет отвода к носу лодки ноков мачты-гика, путём потравливания двух снастей, проходящих по всей длине лодке к рулевому. Подъем паруса осуществлается ими же.
- На лодке нет ни одной металлической детали, но для крепления планширя используется эпоксидка.
- Сделана лодка из дерева породы БЕЛАЛУ. Длина — около 6 метров, вес — (четыре не хилых балийца тащат её кряхтя), где-то в районе 500 кг. Стоимость лодки около $1500-2000, стоимость паруса из пластиковой плёнки ~$50. Свободно вмещает 4-5 человек (+мотор с бензобаком).
Филипинские бангки
Эти лодки имеют исключительно утилитарное назначение. Для рыбной ловли, для перемещения между ближайшими островами и из одной деревню в другую. В основном, конечно, это пойди и достать с мелководья либо крупную рыбу на гарпунное ружьё, либо собрать другую морскую еду.
Гавайско-Американские океанские парусно-гребные каноэ
Надо отметить что современные спортивные многокорпусники повторяют традиционно-древние полинизийские и яванские конструкции, но с использованием современных материалов. Современные спортивные катамараны и тримараны отличаются от проа только используемыми материалами — конструкция же принципиальных изменений не претерпела. Тем не менее, на них не только пересекают океаны, но даже устраивают кругосветные регаты… |
Современные европейские, так называемые, атлантические проа
На мой взгляд, поставив простые шлюпочные паруса на такую лодку, конструкторы не догадались обеспечить вертикальный наклон паруса. Поэтому пришлось утяжелять корпус, были проблемы с управляемостью. Даже были попытки переставить мачты на балансир. Видимо проект был не проработан а проектировщики не учли многотысячилетний опыт жителей островов и архипелагов Тихого океана. |
Их различия связаны с погодными условиями, целью использования, доступными материалами
Начнём с материалов,
чем глубже в сторону материка, тем лес доступнее и поэтому преобладают суда крупных размеров, сделанные из больших досок одним корпусом с тяжёлой двигательной установкой и большим экипажем. Так же сказывается наличие больших коллективов людей, которые совместно могут построить такое судно в относительно короткий срок. Если же двигаться в сторону океана, то преобладают более лёгкие не большие конструкции преимущественно из одного бревна и просмолённых бамбуковых плетёнок. В настоящее время повсеместно используется фанера, которая конечно влияет на форму лодки. Так как из фанеры проще делать обводы лодки более угловатые с большими плоскими поверхностями.
Для примера давайте сравним традиционную
и более современную бангку с острова Бохол что на Филиппинах:
Смотрим каркас внутри, только одна поперечина, а не две, как в фанерных лодках. Обводы совершенно плавные, так как сделаны из просмолённых плетёнок: из длинных полосок тонких и длинных частей бамбука; основание вытесано из бревна; форштевень и ахтерштевень, видимо, сделаны из отдельных кусков дерева. Внутренний каркас, который держит плетёнки выполнен из тонких, круглых в сечении, кусков дерева, возможно просто обточенные сучья. К сожалению не могу сказать, какое дерево было использовано для каждой части. Правда выбор не велик, как правило это тик, махагани или ещё один местный вид на подобие тика и, конечно, бамбук. Из бамбука, само собой, делаются картриджи аутригера и поперечины (аутотрег?) и стоящий такелаж. |
Теперь посмотрим на современную рыбацкую бангку с о.Пангалао:
Эта лодка — рабочая лошадка. Каждый день вечером рыбак уходит на промысел к отмелям у соседнего острова. На этой лодке есть всё что необходимо. Она очень крепкая. У неё традиционные для бангки обводы. Основа вырублена из толстого бревна, что придаёт дополнительную остойчивость вместе с двигателем, закреплённым в центре корпуса. Если Вам нужна небольшая лодка на Филиппинах на 2-3 человека для повседневных нужд, я советую Вам лодку именно такого типа. |
Теперь давайте взглянем на каяк с о. Минданао (Филиппины)
Это промежуточная конструкция. Материал фанера, однако сама лодка традиционной формы. Кажется это просто шедевр во всех отношениях. Конструкция очень лёгкая и гармоничная. |
Посмотрим на погодные отличия между филиппинским каноэ и индонезийской прау и полинезийской проа
Видны отличия. Прежде всего картриджи индонезийских аутригеров длиннее корпуса лодки и поставлены довольно низко от высоты борта. То есть эти лодки не расчитаны на большую волну, которая перекатывается через бак судна. Филиппинские каноэ напротив имеют короткие аутригеры, которые находятся на одном уровне с верхним краем борта. Поэтому при движении они часто имеют крен на один борт, который впрочем уменьшается при наличии волн. Если оценивать размеры паруса: На Филиппинских лодках он маленький, расчитанный на попутные курсы, в какой-то степени не обязательный, так как ветра во внутренних проливах и морях Филиппин основную часть года слабы или отсутствуют. Поэтому форма каноэ удобная для гребли веслом предпочитается на Филиппинах. В Индонезии наоборот ветер есть и парус развитый типа «Клешня омара» имеет выступающую к носу часть, что даёт возможность ходить круто к ветру а большие аутригеры обеспечивают устойчивость на спокойной волне. А большой парус обеспечивает поистине спортивные скорости на ходу. |
Полинезийская проа приспособлена и для больших волн и для крутых курсов. Так как она имеет наклонную мачту и возможность устанавливать парус под углом к горизонту не допуская крен судна, то она очень устойчива при умелом управлении.Корпус проа сделан из прочного лёгкого дерева и способен выдержать довольно сильные удары волн. Такая лодка подходит и для гребли и для паруса. |
[/pwal]По целям использования существует огромное количество вариаций лодок
- Самое заметное свойство в этой категории это размер судна
- Следующее важное свойство это наличие мотора
- Суда могут быть для дальнего перехода или для рыбалки в 100 метрах от берега на мелководье
- Для туристов или для рыбаков
- Для соревнований или для перевозки грузов
Вот несколько примеров судов из разных регионов:
Как Вы видите все тихоокеанские многокорпусники не нуждаются в причалах и расчитаны на швартовку прямо на пляже или отдачу якоря на мелководье во время прилива. Поэтому прочности и защите киля уделяют особое внимание. На современных судах киль в районе форштевня покрывают защитой из кевларовой ткани, что предохраняет ценное дерево корпуса от повреждения во время швартовки на песчаный пляж или касаний коралов и камней при проходе через мелководье. |
Автор статьи: ignat
Ссылки на другие статьи:
Оно конечно скорость — завораживает, но мне больше по душе надежные пахари с гафельным вооружением, так сказать всепогодные океанские «джипы».