Оффшорные плавания

С незапамятных времен парус служит людям. На парусных лодках и плотах были открыты океанические острова, даже такие уединенные, как остров Пасхи. Мореплаватели бронзового века, а может быть, ещё и каменного, под парусом совершали трансокеанские переходы.

Тысячелетия назад строились парусные военные корабли. Создавались торговые парусные суда (недаром говорили: “Паруса – это крылья торговли”).

Но лишь в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами-яхтами, предназначенными для состязаний или для плавания ради удовольствия.

Родиной парусного спорта следует считать Голландию с её весьма благоприятными природными и социально-экономическими условиями, хотя многие источники считают родоначальником Англию.

Долгое время прогулки под парусами были преимущественно уделом аристократии, имущих и привилегированных классов. И лишь последние 100 лет парусный спорт превратился в средство активного отдыха широких масс.

За столетнюю историю парусного мореплавания были совершены замечательные кругосветные рейсы Дж.Слокама, Ф.Чичестера и многих других. Вершиной парусного искусства может быть названо “немыслимое” кругосветное плавание шотландца Чэя Блайта, большая часть которого пришлась на “ревущие сороковые” широты южного полушария. Его маршрут совпадает с традиционными путями быстроходных “шерстяных” клиперов, но все дело в том, что Чэй Блайт проходил этот маршрут в противоположном направлении: с востока на запад, против порывистых западных ветров и против господствующих течений.

В наши дни известно немало женщин, совершивших трансокеанские и даже кругосветные путешествия. В “Увлекательном мире парусов” кратко рассказывается об английской журналистке Энн Дэвисон, которую морские историки единодушно называют первой яхтсменкой, сумевшей в одиночку покорить океан. Она на маленькой яхте “Фелисити Энн” в 1952 – 1953 годах пересекла Атлантический океан. В этой же книге упоминается тихоокеанская одиссея американки Шарон Сайтс-Адамс. Рассказывает В.Гловацкий и о своих соотечественницах – знаменитых польских яхтсменках, таких, как Тереза Ремишевска и Кристина Хайновска-Лискевич, которая стала первой в мире женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание. Капитан Кристина плыла на отечественной яхте “Мазурек”. Эта яхта типа “Конрад 32” специально была переоборудована для дальнего океанского плавания. Кругосветный рейс польской яхтсменки начался 28 марта 1976 года на Канарских островах. Пройдя Большой Барьерный риф, Кристину свалил тяжелый приступ болезни почек. С огромным трудом Кристине удалось подойти к австралийскому берегу. Жителям маленького поселка Портленд-Рок пришлось вызывать санитарный вертолет, доставивший Кристину в ближайший госпиталь. Не завершив как следует лечение, отважная мореплавательница снова вышла в океан. Она спешит – радио принесло известие, что в кругосветное плавание вышли на яхтах-одиночках представительницы других стран. И Хайновска-Лискевич решает идти в Индийском океане без захода в порты. Однако медик, постоянно консультировавший Кристину, узнав, что на борту “Мазурека” осталось мало питьевой воды, настаивает, чтобы мореплавательница, только что перенесшая почечную болезнь, зашла на остров Маврикий. Скрепя сердце, Кристина направила “Мазурек” к Маврикию.

Пожалуй, самым тяжелым отрезком кругосветного маршрута оказался участок от Дурбана до Кейптауна, где мореплавательницу встретил десятибалльный шторм. Яростный ветер и огромные волны терзали яхту, а Кристине пришлось всё это время нести бессменную вахту – на беду из строя вышел автопилот.

Её плавание продолжалось более двух лет, причем 356 дней отважная мореплавательница провела в полном одиночестве в открытом океане, пройдя 28695 миль.

В июне того же года завершила одиночный кругосветный рейс новозеландка Наоми Джеймс. Любопытно, что Наоми Джеймс превзошла на два часа достижение знаменитого Чичестера, преодолев расстояние около 30 тысяч миль за 272 дня.

Что касается мужчин-яхтсменов, то после кругосветного рейса “против географии” Чэя Блайта, плавания француза Бернара Муатесье на яхте “Джошуа”, совершившего практически полтора “витка” вокруг нашей планеты без единого захода в порты, антарктического рейса англичанина Льюиса на “Айс Бёрд” и рейса его соотечественника Ирвинга, предпринявшего плавание в арктических льдах вдоль побережья Северной Америки, казалось, был достигнут “Эверест парусного искусства”.

Однако в 2010 году вокруг Света без остановок обошла шестнадцатилетняя Джессика Уотсон, что вызывает множество различных эмоций у людей на всей планете. При чём, она не единственная. Например, c Джессикой пыталась тягаться Эбби Сандерленд, которая в итоге потеряла мачту в Индийском океане и была эвакуирована с борта своей яхты. Сейчас плавание совершает Лора Деккер, которой 15-ть лет, а выйти в кругосветку она собиралась в 14-ть, но суд Голландии ограничил родителей в правах и запретил Лоре отправляться в плавание.

Наряду с кругосветными рекордными и не рекордными плаваниями, необычайное развитие получили и одни из самых сложных видов парусного спорта: океанские марафоны. Это безостановочная гонка яхтсменов-одиночек “Венди Глоб”, кругосветная гонка экипажей “Уайтбред”.

В 1975 году английская газета “Файнэншнл тайм” организовала “Клиперную гонку”. В ней приняли участие английская суперяхта “Грейт Бритн II” с капитаном Майком Гиллом, 24-метровый алюминиевый французский кэч “Крите II”, голландский стальной кэч “Грейт Искэйп”, 19-метровая итальянская шхуна “СSеRВ”.

31 августа 1975 года пушечный выстрел со стартового судна “Лондондерри” возвестил начало гонок, гонок, в которых, помимо перечисленных яхт, незримо участвовал и легендарный клипер XIX века “Патриарх”, с рекордом кругосветки в 136 дней. “Рекорд “Патриарха” незыблем”,– сообщала пресса через месяц после старта, когда участвующие яхты всё ещё плыли в Атлантике.

Лидировала “Грейт Бритн”. В Индийском океане яхты буквально понеслись на “всех парусах” на восток, наверстывая упущенное. Здесь, в пустынных серо-зеленых водах южных широт Индийского океана, дул попутный ветер такой силы, что прочнейшие паруса разрывались в клочья. С борта французской яхты “Крите II” сообщили об аварии: на полном ходу яхта столкнулась с кашалотом. В носовой части образовалась вмятина, и сварные швы дали течь. Пришлось лихорадочно откачивать воду. На полпути от мыса Игольный к Сиднею “Грейт Бритн” и даже “Крите II” уже опережали график рекордного перехода “Патриарха”, причем английская яхта на целые четверо суток. Остальные яхты, участвующие в гонке, еще огибали Африку. Однако у австралийского побережья, где ветер заметно утих, скорость лидирующих яхт упала, и “Грейт Бритн”, первой пересекшая финишный створ в бухте Порт-Джексон Сиднея, заметно растратила достигнутое преимущество перед легендарным клипером. Тем не менее “Грейт Бритн” затратила на переход Лондон – Сидней 67 дней 7 часов и 19 минут, что на 41 час лучше, чем у “Патриарха”. Так живший более века рекорд пал 7 ноября 1975 года. “Крите II” отстала от “Грейт Бритн” на 30 миль, но все же французская яхта была объявлена победителем этапа, поскольку по условиям гандикапа её гоночный балл был ниже и исправленное время оказалось равным 66 дням 2 часам и 17 минутам.

В Сиднее на “Грейт Бритн” сменился капитан, им стал Рой Маллендер. Появился и новый участник – 25 метровая австралийская яхта “Анаконда II”. 21 декабря в полдень яхты стартовали вновь. Теперь путь лежал через самый большой океан планеты – Тихий, вокруг мыса Горн и через Атлантику. Тревожило Тасманово море с его частыми штормами, в котором, как известно, чуть было не пошла ко дну знаменитая “Джипси-Мот IV” Чичестера. Уже после мыса Горн австралийская яхта “Анаконда II” неожиданно попала в жестокий шторм, во время которого её положило на борт так, что паруса оказались под водой. Однако 16-тонный балласт “отыграл” яхту в прежнее положение. Очень хорошо прошла второй этап протяженностью в 13 тысяч миль английская яхта “Грейт Бритн”. Она финишировала через 66 дней 22 часа 31 минуту и 35 секунд после старта в бухте Порт-Джексон, улучшив время “Патриарха”. Правда, совсем немного. Кстати, гоночный балл не помог никакой другой яхте и “Грейт Бритн” была объявлена не только победительницей в заочной гонке с клипером XIX века, но и в очной гонке с самыми современными крейсерско-гоночными суперяхтами.

История одиночных океанских плаваний насчитывает уже более 100 лет. Первым, кто обошёл вокруг света в одиночку был знаменитый американец Джошуа Слокам, который весной далёкого 1895 г. стартовал на 35-футовом шлюпе “Спрей” от побережья США, пересек Атлантику, обогнул мыс Доброй Надежды, прошел Магелланов пролив и летом 1898 г. вернулся домой. Вторым тоже был американец, Гарри Пиджен, он стартовал из Лос-Анджелеса и вернулся через Панамский канал.

В 1942 году, аргентинец французского происхождения Вито Дюма первым прошел в одиночку вокруг света вдоль «ревущих сороковых» широт, наметив трассу большинства кругосветных парусных гонок нашего времени. Он же, разумеется, установил и первый рекорд этой трассы, пройдя 20400 морских миль за 272 дня. Рекорд Дюма был побит лишь четверть века спустя, в 1967 г., когда англичанин Фрэнсис Чичестер завершил кругосветку на 50-футовом кэче “Gipsy Moth”. Чичестер сделал по пути всего одну остановку в Сиднее и потратил на весь путь 226 ходовых дней. Причем он прошел примерно на 7000 морских миль больше аргентинца, так как стартовал и финишировал в северном полушарии, в Англии.

В начале 1968 г. по крайней мере четыре яхтсмена объявили о своих намерениях побить рекорд Чичестера. Узнав об этом, английская газета «Санди Таймс» учредила специальный приз для того, кто первым совершит безостановочное кругосветное плавание. Так родилась кругосветная одиночная парусная гонка, которая получила название Golden Globe. В гонке не было общего старта — участники могли начать её в любое время с 1 июня до 31 октября 1968 года. Кроме «Золотого Глобуса» в гонке был и другой приз — тому, кто затратит на путь меньше времени, было обещано 5000 фунтов.

В гонке приняли участие 9 яхтсменов, но закончить её сумел только один. События развивались драматически и завершились трагедией. Первым, сразу после открытия старта, отправился в путь англичанин Джон Риджуэй. Он же первым и прекратил гонку после того, как яхта была повреждена в столкновении. Его соотечественник Чэй Блайт сошел с дистанции у африканского берега. Итальянец Алекс Гароццо вынужден был пристать к берегу в районе Лиссабона из-за сильной боли в животе. 22 ноября англичанин Билл Кинг закончил путь в Кейптауне. Через несколько дней к острову Святой Елены пристает француз Лойк Фужерон. К 1 декабря 1968 г. борьбу продолжают четверо яхтсменов. Гонку возглавил англичанин Робин Нокс-Джонстон . На яхте англичанина не работал передатчик, и соперники не знали его координат. Следом за ним, постепенно сокращая расстояние, шел француз Бернард Муатисье. Англичанин Дональд Крухарст постоянно сообщал по радио, что догоняет Муатесье, но сам дрейфовал в Атлантике. Четвертым был англичанин Найджел Тетли.

Самым показательным и знаменательным событием, о котором к соалению не так часто говорят – это добровольный сход Муатесье с гонки. После огибания мыса Горн, являясь явным фаворитом гонки, он принимет решение сойти с дистанции и продолжает свой путь в Океане не имея конечной цели!! Вот важный постулат: важна не цель гонки, а сам процесс общения с океаном. Позже он принимает решение остановиться на Таити. Там он и остался, полностью отдавшись философским размышлениям, самопознанию и медитации.

Нокс-Джонсон финишировал 22 апреля 1969 г. и завоевал «Золотой Глобус». Но судьба денежного приза была далеко не решена. По сведениям гоночного комитета, оба оставшихся участника шли на лучший, чем у англичанина, результат. Преимущество было у Дональда Крухарста, а Тетли, выжимая из своего тримарана всё что можно, пытался его догнать, в конце мая его судно, не выдержав чрезмерных нагрузок, рассыпалось и затонуло вблизи Канарских островов. Самого шкипера удалось спасти. Вскоре прекратилась связь и с Крухарстом, а его яхту нашли целой и невредимой. Крухарста на борту не было. Оказалось, что он сообщал по радио ложные сведения о своем продвижении, оставаясь всё время в Атлантике. Из записей в судовом журнале был сделан вывод, что видя последствия своей «шутки» обманщик от раскаяния бросился за борт. С тех пор никто о нем больше не слышал.

В 1980 г. Морской паб Ньюпорта, яхтенной Мекки Америки, облюбовали одиночники, среди которых было много участников гонок через Атлантику, вокруг Бермудских островов и других. Однажды один из них — Дэвид Уайт, заявил, что если найдется кто-нибудь, готовый спонсировать кругосветную гонку одиночных яхт, то он — Дэвид — бросит всё ради участия в ней. Кстати, он же предложил название — Around Alone. Правила предполагаемой гонки были сформулированы значительно детальнее и профессиональнее, чем 10 лет назад. Проект стал широко обсуждаться, и спонсор нашелся — им стал крупнейший британский производитель газов и сопутствующего оборудования для медицины и промышленности — British Oxigen Corp. (BOC). Четырнадцать лет ВОС был спонсором кругосветки, и все это время официально она называлась ВОС Challenge, а затем Around Alone.

В 1982 году впервые раздался стартовый выстрел: 17 яхт отправились из Ньюпорта в кругосветный путь. Среди её участников были, в основном, любители. В классе 60-футовых яхт победил французский водолаз Филипп Джинто, а во втором классе — Юко Тада, японский таксист. С тех пор гонки стартовали каждые четыре года в начале осени от атлантического берега США, сначала из Ньюпорта, а потом из Чарльстона. Многие участвовали по несколько раз. Больше всего было американцев, французов и англичан. Участвовали в гонке и двое российских яхтсменов. Правда, лишь один из них числится среди тех, которым удалось завершить гонку. Это сделал в 1999 г. Виктор Языков, который тогда участвовал в гонках на 40-футовой яхте “Ветер перемен” собственной разработки и постройки. Несмотря на минимальный размер яхты, Виктор Языков занял 6 место среди 16 стартовавших гонщиков. Федор Конюхов в 1999 г. не смог закончить гонку и добровольно отказался от её продолжения.

Маршрут гонки пересекает самые опасные воды планеты. Жак де Ро и Гарри Митчел погибли в 1986 и 1994 гг. За рамками печальной статистики остался Юко Тада, вынужденный выйти из гонки 1990-1991 годов после того, как трижды подряд его яхта перевернулась. Перенести удар победитель первой Around Alone не смог и покончил жизнь самоубийством. За много лет в гонке сложились свои традиции. Around Alone стала едва ли не единственным спортивным соревнованием, в котором соперники чувствуют себя одной семьей и постоянно помогают друг другу. В порядке правил сменить курс, чтобы помочь сопернику в море, или подарить ему на стоянке недостающее оборудование.

В 1998 г. в шестой кругосветке Around Alone на старт вышли тринадцать шкиперов, среди них Виктор Языков и Федор Конюхов.

В 2006 году парусная гонка отпраздновала свое двадцатипятилетие, поменяла спонсора и стала называться “VELUX 5 Оceans”. Гонка протяженностью в 30000 миль, теперь в три этапа, началась в порту Гетксо (Бильбао, Испания) 22 октября и после двух остановок – в Фримантле (Австралия) и в Норфолке (США) – вернулась обратно в Бильбао шесть месяцев спустя. В результате из семи стартовавших участников, завершить гонку удалось лишь четырем. Абсолютным победителем гонки Velux 5 Oceans 2006/2007 г. стал швейцарец Бернард Штамм на яхте Chеminees Poujoulat, он лидировал на всех трех этапах. Вторым был японец Kojiro Shiraishi, третьим – испанец Unai Basukro. Последним завершил гонку знаменитый яхтсмен Сэр Робин Нокс-Джонстон.

 

Источники: открытые источники сети интернет, В.Войтов

 

Другие статьи на тему оффшорные плавания


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *