30.10.2014

Анатомия страха. Вторая часть «Запас прочности»

 

Первая часть

ЗАПАС Прочности

RussiaVictorПо ходу этого этапа Страх Разбухал, Накапливался, Стресс нарастал. Кроме опасений относительно недостатка остойчивости появилась ещё одна причина для беспокойства. Мы на Всем Скаку наехали на огромное бревно. Скорость была Узлов Двенадцать, сначала удар в носовой части корпуса, потом зацепило сэйл драйв — содрогнулся весь “Yanmar”, за ним киль и перо руля. Мгновенно взгляд за корму, в кильватере огромное бревно, по виду около метра в диаметре, а над водой оно едва заметно.
Носовая часть яхты отделена водонепроницаемой подмачтовой переборкой, проскользнув в узкий люк, осмотрел обшивку – воды не видно. Но нет уверенности, что от удара не пострадала наружная оболочка обшивки. Чтобы проверить, нужна погода поспокойней, убрать паруса и нырнуть в ледяную воду. Мы ниже пятидесятой широты, ближайшая земля Антарктида. Температура воды около ноля градусов. Что ж, не напрасно ты последние двадцать лет купался по утрам в море круглый год.
На таких скоростях как сейчас, а в среднем мы идем десять-двенадцать узлов, скатываясь же с волны яхта ускоряется и в режиме серфинга наша скорость порой достигает двадцати — двадцати пяти узлов. Даже при незначительном повреждении наружной оболочки сэндвичевой обшивки от встречного потока воды неизбежно начнется разрушение корпуса яхты, а поскольку мы находимся в одном из самых штормовых районов Мирового Океана, нам вряд ли удастся сохранить яхту, даже если уменьшить скорость до разумно минимальной. В любом случае, здесь не следует задерживаться, даже если твой Кораблик в полном порядке. Тем более мы в Гонке и “Сбавлять Скорость” никак не хочется. Поначалу была надежда на то, что погода поутихнет и можно будет “нырнуть” и посмотреть днище. Опять же это совсем не то место, где случаются штили.

Чем ближе к Мысу Горн, тем суровее обстановка. Это единственное место, где могучая стена Андов преграждает путь западным ветрам Ревущих Сороковых и Вопящих Пятидесятых. Roaring Fourties & Sckriming Fifties, как зовут их англичане. Посмотрите на карту Южной Америки и Вы увидите как “Тонкий Хвостик” Южноамериканского континента отгибается “по ветру”, “уступая” напору неистовых Ветров и соответствующих течений тысячелетиями, не прекращающих свою Работу.

Представьте: холод и сырость, шторма и постоянный риск, недосыпание (более месяца спишь в среднем четыре часа в сутки). Даже находясь внутри, ни на мгновенье нельзя расслабиться, в любой момент удар волны может опрокинуть яхту, и если не успеешь схватиться, сломанные ребра не самое неприятное, что может случиться. Почти всё время держишься двумя руками и это единственная гарантия остаться невредимым, ведь на легкой гоночной яхте, форсированной парусами, качка непредсказуема. А как в таких условиях приготовить горячую пищу, без которой тебя надолго не хватит?
Сознание неизбежно притупляется, скорость реакции падает, человек всё больше похож на животное и действует в основном на Инстинктах.

Постоянно Возрастающая Нагрузка, превышая предел прочности, разрушает. В нашем Случае стресс, нарастая, “Давит на Психику” и если не принять меры, психика может сломаться. В гонках одиночек психологические нагрузки и без того на пределе, даже для опытного, закаленного гонщика. Момент Истины наступает, когда обстановка в Гонке осложняется дополнительными трудностями, помимо Штатных.
В нашем случае, Ситуацию с недостаточной остойчивостью в Океане улучшить невозможно, просто надо быть предельно осторожным. А это безусловно, дополнительная стрессовая нагрузка. Плюс беспокойство за состояние корпуса после столкновения. Если бы мне удалось нырнуть и убедиться в том, что днище в порядке, одной бедой меньше, но сделать это погоды не позволяли. И беспокойство продолжало нарастать. Это при том, что мы были не просто в гонке, но и в наиболее штормовых местах на Планете. Плюс Холод. На яхте нет никакого обогрева. Температура внутри яхты неделями не выше трех-четырех градусов, при постоянной, всё пропитавшей сырости.

Увидеть Себя в этой обстановке Со Стороны практически невозможно. А без этого трудно оценить происходящее и действовать осознанно. Но мне повезло. Удалось Выжить и Не сломаться благодаря тому, чего не было на яхте, “Благодаря Отсутствию” Гальюна – на сухопутном: Унитаза.

Странно как с годами диаметрально изменяются предпочтения. Как много недоступного у нас было в Советские Времена. Яхтенный Дизель и Яхтенный Гальюн долгие годы, да что годы – полжизни, были несбыточной мечтой. А поставить гальюн на “Ветре Перемен” мы с Бобом первоначально планировали, но позже отказались по соображениям веса. Можно обойтись ведром, оно гораздо легче, да и одним отверстием в днище меньше. Это только теперь всё понятно, но как долог путь к совершенству. Любая Вещь на яхте, от которой Вы отказались, и не жалеете, всегда в Плюс! Во-первых, Оно требует внимания и усилий на поддержание в рабочем состоянии, во-вторых, всегда может сломаться, а это не только дополнительные заботы, но ещё и Давит на Психику.

Что же касается гальюна, то отправлять эти самые отходы производства напрямую за борт гораздо экологичней, но, что намного важнее – Этичней по отношению к Яхте – Гадить в Храме Неприлично.
Об этом Тогда не думал, просто не до того. А вот перед тем как выйти на палубу, в чем мать родила, в шторм, на холод, призадумаешься, особенно поначалу, пока ещё не пообвык. И к чему Мы только не привыкали. Вот уж поистине Человек Не Скотина, ко всему привыкает.
Да это Сильный Стресс, выйти Обнаженным к Бушующим Стихиям. Но это Положительный Стресс, который, хотя бы частично, нейтрализовал ту огромную психологическую нагрузку, которая накапливалась и требовала выхода. Заодно можно слегка Опреснить Отдельные Части Тела. Это только потом по завершении этапа, в Уругвае, постепенно приходило понимание того, как меня спас Унитаз, Которого Не было. Если Вы скажете, что это Сильное Решение, так нет, это была Естественная Надобность и Подсознательно принятое Правильное Решение. Но понимание, которое пришло позже, устранило все сомнения по поводу необходимости унитаза на борту. И что немаловажно, пришло понимание, как бороться со стрессом, опять же благодаря отсутствию того же самого унитаза.

Месяц стоянки в Уругвае, до старта четвертого, завершающего этапа, со всеми заботами по подготовке яхты, ежедневной зарядкой, пробежкой по берегу Океана и купанием, новые и старые друзья, многочисленные мероприятия – Совсем Другая Жизнь!  Стресс/Страх на уровне физического ощущения, мало-помалу улетучивался и до самого старта, в начале Апреля, явно ощущалось Отсутствие Желания оказаться в Океане. Но Время, Проведенное Правильно,  Лечит! Яхта и Экипаж к моменту старта были вновь готовы к очередным испытаниям, которые и в этот раз не обошли нас стороной. Но об этом в другой главе.

 

Продолжение

 

    Виктор Языков


Комментарии:

3 комментария читателей статьи "Анатомия страха. Вторая часть «Запас прочности»"

  1. @ViktorWind пишет:

    Сергей, для того чтобы Выжить нужно подготовить Себя и Лодку, а в Океане не только сырость, там вся Красота Мира и Свобода подобно которой нигде больше не обретешь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Проверочный код *