Golden Globe Race

Обретение цели

Красота истины дороже жизни?

Обретение цели

В океане можно найти всё в созвучии с духом Ваших поисков
Джозеф Конрад

Есть только одна совершенна красота — это красота истины!
Дональд Кроухерст

 

От чего зависит успех кругосветки? Почему многие именитые гонщики, выходя в океан на современных лодках, терпят неудачу, а любители, едва набрав денег и с трудом укомплектовав поддержанную и не самую подходящую яхту, совершают, казалось бы, невозможное? Ответ на этот и другие вопросы даёт Виктор Языков в своей первой статье из цикла о подготовке к кругосветной гонке одиночек.

Р.Н-Джонстон, Б.Муатисье
В одном из прошлых номеров (№ 3/2016) мы уже начали разговор о гонке Golden Globe, первой безостановочной кругосветной гонке одиночек, организованной газетой Sunday Times в 1968 году. Тогда в ней приняли участие девять яхтсменов, из которых только один смог дойти до финиша. Для того чтобы понять истинную причину трагических и триумфальных событий «гонки века» или хотя бы приблизиться к их пониманию, нужно самому побывать в тех условиях, но давайте все же попробуем осмыслить их опыт, отдав таким образом дань их трудам, страданиям и жертвам.

Джон Риджуэй стартовал первым 1 июня 1968 года, но судно телекомпании ITA подошло слишком близко к его яхте и расщепило привальный брус English Rose IV. Джон счел это плохим предзнаменованием, тревога поселилась в его душе. При пересечении Атлантики палуба яхты вспучилась в районе вантпутенса и Риджуэй не смог ее укрепить. Он решил признать поражение и отправился к бразильскому побережью.
Чэй Блайт, его сотоварищ по плаванию через Атлантику на гребной лодке, морпех, крепкий парень без яхтенного опыта, также решил попытать счастья в гонке и приобрел тридцатифутовый шлюп Dytiscus III. Но, оказавшись в «ревущих сороковых» в Индийском океане, яхта постоянно переворачивалась. После очередной поломки авторулевого Блайт принял решение вернуться.

Обе яхты были со скуловыми килями для плавания по прибрежному мелководью, никак не пригодные для Океана. Только совершенно неопытный моряк может пойти на такой в кругосветку. Их спасло, как ни странно, отсутствие опыта.

Билл Кинг имел специально построенную для этого плавания яхту, вооруженную джонкой, и целую команду помощников, но и у него опыта было маловато для того, чтобы пройти всю дистанцию. Идея свободностоящей мачты и паруса, с которым удобно брать рифы, имела ряд преимуществ, но себя не оправдала. Он перевернулся в районе мыса Доброй Надежды, сломал мачту и был вынужден направиться в Кейптаун.
Алекс Кароццо случайно встретил в океане Джона Риджуэя и, узнав о кругосветке, вернулся на берег и стал готовиться к безостановочному вояжу. В кратчайшие сроки он построил специальную яхту, но в Бискайском заливе у него начались дикие боли в животе – дала о себе знать язва желудка, возникшая вследствие страха перед Южным океаном. Он подал сигнал бедствия и был отбуксирован в город Опорто в Португалии.
Люк Фужерон, молодой французский яхтсмен, стартовал на яхте Captain Browne. После жестокого шторма и переворота яхты он закончил плавание на острове Святой Елены.
Робин Нокс-Джонстон к моменту старта в Golden Globe имел за плечами 10 000-мильное одиночное плавание на кэче Suhaili. Он стойко преодолел все трудности и в итоге стал единственным, кто финишировал в гонке.
Бернар Муатесье был самым опытным из участников гонки. Он стартовал на два месяца позже Нокс-Джонстона на более быстроходной яхте Joshua и постепенно нагонял англичанина, имея все шансы на победу. Однако, обогнув мыс Горн, решил не идти на финиш, а начал второй виток вокруг света. У мыса Доброй Надежды он передал сообщение на проходящий мимо танкер о том, что делает это ради спасения своей души: to save my soul…

События гонки были в центре внимания всего мира, и большинство «нормальных людей» восприняло этот поступок как результат помешательства от долгого пребывания один на один с Океаном. Но так ли это? Для Муатесье спасение души заключалось в отказе от ложных ценностей современного мира, в укрощении собственного тщеславия. Отказавшись от победы в гонке, славы и денег, он предпочел триумф духа.
Д.Кроухерст
Найджел Тетли – еще один яхтсмен, заслуживающий не меньшего уважения, чем победитель гонки. Военный моряк, капитан подводной лодки, он вышел в отставку перед тем, как отправиться в гонку на сорокафутовом тримаране Victress, который несколько лет был домом для него и его жены. Victress прошел все испытания в «ревущих сороковых», но до финиша не дотянул. Оставалось всего несколько дней пути, когда правый поплавок отломился и Найджел был вынужден покинуть судно. Решив во что бы то ни стало пройти весь маршрут и закончить гонку, он два года пытался найти средства для постройки новой яхты, но безрезультатно. Мужественный человек, отличный моряк, одним из первых прошедший испытание Южным океаном и обошедший в одиночку без остановки вокруг света, Тетли покончил с жизнью, не справившись с психологическими нагрузками на берегу, в кругу друзей и близких, когда, казалось бы, ему уже ничто не угрожало.
Какая потрясающая разница в подходах. Один добровольно отказывается от победы и успеха в социуме, сознательно не идет на финиш, когда победа так близка, а другой впадает в депрессию и кончает жизнь самоубийством по причине того, что ему не удалось дойти до финиша и получить признание социума. Да, для Бернара Муатесье оно тоже имело немалое значение, но победило стремление утвердиться в истинных ценностях. А это больше, чем победа в гонке, это победа над собой!

Дональд Кроухерст – еще один участник той гонки. Кроухерст увидел в гонке возможность решения своих финансовых трудностей. Он построил тримаран Teignmouth Electron, но не успел его толком подготовить к плаванию. Загнанный в тупик долгами и проблемами, он был обязан победить, чтобы получить денежный приз. Но тримаран оказался не готов к серьезному испытанию, и Дональд решил остаться в Южной Атлантике и сфальсифицировать кругосветку. Считается, что он лишился рассудка и покончил с собой.

Историю эту, однако, можно рассматривать так, что Кроухерст окажется главным победителем гонки. «Есть только одна совершенная красота – это красота истины!» – его последняя запись в судовом журнале. И второй строкой: «Какое счастье!» Он написал это и, открутив с переборки хронометр, шагнул с ним за борт. И никто не заметил главного – его открытия, которое стоило ему жизни, то, чему нас учит Океан, – быть честным.
За честность нам все простят! И его бы простили. Но тем, кто это читает, необходимо помнить, что по-настоящему понять, что произошло с этим человеком, какие муки он пережил, может только тот, кто был один на один с Океаном хотя бы несколько месяцев и пережил состояние глубокой депрессии.
Эта история и этот человек заслуживают отдельной статьи, если не книги. Он принес безумную жертву, заплатив за свои открытия в области духа и поняв, что смерть – это не самое страшное, что может произойти, поэтому наш долг извлечь урок из его опыта, а не пытаться оценивать его поступок. Будьте бдительны, подобные глупости могут стать причиной больших неприятностей.
Если ты честен и идешь в Океан с добрыми намерениями, то все остальное тебе простится и все сложится благополучно. Но честность подразумевает и твою ответственность за подготовку, ответственность перед другими людьми, близкими и ближними.

Так в чем же секрет успеха и в чем причина поражения, неудачи? Успех как Робина Нокс-Джонстона, так и Найджела Тетли заключается в высокой степени родственных отношений со своими яхтами, в их личном мужестве и значительном мореходном опыте. При этом мотивы у них были разные, а уровень психологической устойчивости тем более. Но не это главное. Опыт участников гонки Golden Globe показывает, что важнее всего правильно поставленная цель и понимание своих побудительных мотивов.
Почему Робин Нокс-Джонстон выиграл гонку, даже несмотря на то что его яхта была для этого не самой подходящей? Он имел достойную цель и точно знал, зачем шел в гонку: «Мы англичане. Мы должны быть первыми!» Он все четко и честно отработал, и у него все получилось.
Океан, конечно, не нейтрален, но он и не жесток – он возвращает и усиливает то, с чем вы пришли. Если приходишь к нему с каким-то хламом, потом приходится от этого страдать. Безусловно, имеет значение чистота помыслов и отвлеченность намерений, ясность видения и сила духа.
Также имеет значение то, как вы готовились. Подготовка к гонке – это 90% успеха. Но чтобы подготовиться, вы прежде всего должны измениться. В Океане, как в жизни, ничего не происходит просто так. Зная об этом, вы не будете делать ничего во вред другим, а значит, и себе. Перешагнуть через это нельзя.
Результат каждого выхода в Океан – это то новое, что появляется в вас после возвращения.
Именно за этим «новым» и нужно идти прежде всего, это и есть гарантия безопасности. Если вы работаете над собой и у вас есть прогресс, значит, будет шанс успешно пройти весь маршрут и получить все, что вы ищете в Океане и в жизни.
Дочь ветра
И наконец, нужно понять, что те цели, которые сегодня люди ставят перед собой, уходя в гонку, даже если и достигаются, не приносят истинного удовлетворения. Это я познал на собственном опыте.
4 июля 1992 года мы финишировали в Трансатлантической гонке одиночек. Сбылась Мечта Жизни, на которую я работал 28 лет с шестнадцатилетнего возраста, подчинив этому все свои силы. И что же? Через два дня я практически забыл об этом достижении. Лишь иногда возвращаясь на «Лагуну» после суеты очередного трудового дня, теперь уже в Америке, мелькала мысль: «Как же так? Почему все так обыденно?» Ведь Мечта сбылась, Великая Настоящая Мечта, Мечта Длиной в Полжизни! И успех выше всех ожиданий, а прошло два дня – и никаких эмоций. Обидно.
Ещё более серьезное достижение – триумф в Around Alone 1998/99. В этой гонке было немало «критических моментов» (некоторые длились неделями), с запредельными нагрузками, порой на грани жизни и смерти. Я думал, что если удастся завершить кругосветку, то это достижение изменит всю жизнь, все будет совсем иначе. На четвертом завершающем этапе гонки мне приходилось стоять на руле по двадцать часов кряду в течении четырех недель. И в этот раз мне удалось не сломаться и финишировать достойно. Это была победа над собой! Самая главная победа, о которой только может
мечтать человек. Но после всех этих испытаний, которые были преодолены на самом достойном уровне, я отоспался, и сутки спустя началась очередная «гонка», которая, несмотря на все достижения, так и не принесла настоящего удовлетворения. Жизнь продолжалась все в том же безумном темпе.
И только тогда мне стало понятно, что гонки, даже самые кругосветные и самые безостановочные, не могут быть целью. Для того чтобы достижения приносили удовлетворение, покой и радость, необходимо в любом деле основной задачей ставить достижения в области Духа.
Каждое плавание приносит очередное открытие, которого не найти в книгах. Из жизни постепенно уходят суета и беспокойство. А их место заполняют спокойствие и уверенность в правильности выбранного направления.
На собственном опыте я пришел к пониманию смысла жизни: самой большой ценностью для человека является познание!
Проникая в глубинную сущность вещей и явлений, мы обогащаем свой внутренний мир настоящим образом, нарабатывая важнейшую для каждого способность – вкус к истине. В противном же случае он заполняется неверными представлениями и понятиями. Со временем этот мусор накапливается, разлагается и отравляет нашу жизнь.
Вкус к истине заключается в том, чтобы следовать тем законам, по которым все происходит, по которым можно оценить ситуацию. Благодаря этому вырабатывается чувство, которое позволяет ощущать, где верно, а где нет, и принимать правильные решения – и путь становится прямым, как стрела.

Опубликовано в журнале YacthRussia
Автор Виктор Языков

6 thoughts on “Golden Globe Race

  1. Доброго дня. В споре истина не рожается. Это факт! Никто не имеет права накладывать на себя руки,это большой грех! А если по завершению какого нибудь дела,появляется супер удовлетворение,и от части истерия,то человек заболевет гордыней,либо у него опускаются руки. И тогда наступает начало конца. А это всего лишь один момент из жизненых этапов,каторые нам дает Бог. Здоровья всем и удачи

  2. обязательн) познавать жизнь и стремиться к прекрасному чт оприносит нам радост ьаэт ои есть жизнь в согласие с Душою))

  3. спасибо за сайт . Человек должен сделат ьвыбор определения вектора Жизни в случае если он заблудший и разочаровавший в своих истинах.Выбор ест ьвсегда ,лишь бы он шёл от вкуса по зову Души.

  4. Чел должен познавать вкус истины а это вещи которые указывают нам вектор в жизни.
    Если избранный путь приносит нам мотивацию жить значит это наш путь путь по зову Души
    — Нет в нашей жизни ничего невозможного-есть лишь пути сами непознанные да тропы не проторённые!
    Жизнь удивительна и прекрасна если мы определимся жить всогласие жить по зову Души
    Не насилием мы обретаем вкус истины а с любовью жить красиво свободно и достойно!

  5. Как сказал Дон Хуан Матус: «В зачёт идет только безупречность…» Ещё он сказал, что все пути ведут никуда, и главное, чтобы путь был с сердцем, если вы будете идти по пути с сердцем, то ваша жизнь будет радостна и удовлетворительна, а если вы выберете путь без сердца , то он вас лишит сил, вы будете несчастны и ,в конце концов, он вас уничтожит.

  6. Здравствуйте! К познанию я бы добавил стремление жить в гармонии с окружающим и более того — надо ощущать себя частью того, что окружает тебя в данный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *