Прежде чем выйти в одиночный переход надо всё предусмотреть. Всё что возможно подготовить на берегу. Исключений быть не должно.
Прямо перед выходом
В моём случае надо было в марине во время стоянки выполнить специальные работы: зарядить все аккумуляторы, запасти дополнительно дизельное топливо, разобраться почему GPS отключается, заменить масло в редукторе. На борту должны быть исправны электрическая, ручная и ещё одна запасная ручная переносная помпы.
Далее непосредственно утром перед выходом: зарифить паруса, убрать кранцы, отключить береговое питание. Зарание запасти и приготовить еду. Продукты, которые могут испортиться от брызг солёной воды должны быть упакованы в водонепроницаемые ёмкости или пакеты.
Сделать прокладку курса, включая все якорные стоянки, проверить доступность и быстроту постановки якорей и плавучего якоря, включая специальный груз для него. Я использую в качестве груза кормовой якорь.
Обязательный ремонт всех неисправностей
Так же надо было: заменить старые стёкла на иллюминаторах яхты и кое что в двигателе. Замена старых стёкол требует несколько дней и надёжных контактов с мастерской и денег. Замена деталей в двигателе ещё сложнее. Надо разобраться в устройстве части двигателя. В моём случае это был редуктор. Догадаться, какие части износились. Заказать эти запчасти. В Испании они обходятся в двойную цену. Найти очень хорошего механика (такие на дороге не валяются). Отсоединить и выдвинуть двигатель. Разобрать редуктор и заменить части. Потом аккуратно поставить всё на место. Отцентровать двигатель. Вот эти работы я всё время берёг на потом. Это была ошибка. Так же, до сих пор, на яхте требуется поставить новый генератор. То что он до сих пор не поставлен, это то же ошибка. Эти недостатки были на яхте с момента покупки. И предыдущий хозяин яхты их не исправил.
Что произойдёт, если не сделать то, что должен
Из-за спешки в подготовке, и из-за окончания визы, в связи с погодой (начинался декабрь, месяц в который на Средиземном море больше всего штормов и инцидентов), я торопился. Два года назад у меня уже были проблемы в декабре в Гибралтаре со стороны Атлантического океана. В результате — отсутствие генератора, проблемы с контактами питания GPS привели к потере 1 дня, в течении которого заряжался аккумулятор от солнечной панели и компьютер с GPS и картами не работал. А в это время усиливался шторм. На следующий день из-за усиления ветра и волн, я вынужден был идти по направлению ветра, прямо в порт. Но из-за больших волн и заглохшего двигателя, а так же из-за отсутствия опыта управления яхтой при 6-ти метровых волнах, я не смог завернуть за каменный отбойник волн при входе в порт. Позже, я понял, что должен был выбрать плавучий якорь. Быстро это сделать не возможно, а идти без него даже несколько минут — опасно. Можно было его обрезать сразу после пуска двигателя, но я считал, что терять снаряжение это плохо. Возможно, такая конструкция плавучего якоря более удобна. Двигатель встал и меня просто снесло волнами на берег. Корпус у яхты крепкий и она просто была вынесена на песок пляжа прямо на линии прибоя. Вот так из-за не исправных контактов и отсутствия генератора и отсутствия запасного плавучего якоря-каната (на картинке) яхта получила повреждение винта и руля, а также ободрала краску на корпусе.
Если погода не радует
Перед самым выходом в свежую погоду дополнительно надо выполнить: одеть тёплую одежду, если погода дождливая и ветреная, то и непромоканец. Хороший костюм может спасти вам жизнь в экстремальной ситуации. Дополнительную одежду так же надо сложить в водонепроницаемую оболочку. Надо заранее зарядить батареи ноутбука (запасной навигационной системы), возможно включить его и запустить все необходимые программы а потом перевести в режим сна, что бы при включении быстро определять позицию и не ждать загрузки карт. В моём случае, надо ещё подключить внешний GPS, чтобы при загрузке навигационной программы GPS определился и поймал текущую точку местоположения.
Нужен запасной GPS. А лучше, непромокаемое навигационное устройство с точной картой порта убежища, установленное в кокпите или хотя бы не промокаемый ноутбук с GPS и навигационной программой с картами. В каждом GPS должны быть забиты все необходимые точки с понятными метками. Для этого поможет судовой журнал со списком точек с комментариями. Желательно, чтобы одинаковые точки имели одинаковые имена во всех устройствах. Имена можно брать например из навигационной программы.
Так же перед самым выходом надо закрепить все вещи, перекрыть краны всех сливных труб (можно перекрыть кингстоны гальюна и выпускной кингстон раковины на камбузе, выпускные и заборные кингстоны двигателя надо, конечно, оставить открытыми на случай использования двигателя) и проверить замки и запоры ящиков на предмет — не откроются ли они под грузом вещей внутри, если яхта очень сильно (до 70 градусов) накренится.
Оформление судовых бумаг
Само собой на борту должны быть в порядке судовые документы, визы и другая возможная бюрократия. А именно нужна регистрация яхты и страховка. Регистрацию можно быстро сделать в одной из офшорных зон. Ещё один вариант — частично признанные государства. Можно сделать регистрацию в СомалиЛенд. Страховка покупается за деньги. Иногда выгоднее купить транзитную страховку, только на время перехода.
Читаем пайлотбуки, как учебники
Так же надо: прочитать пайлотбук и точно знать с какой стороны у всех марины вход и какие есть особенности при заходе в марину. Стоит подумать о технике захода в гавань или неудобный порт в штормовых условиях. Например большие прибойные волны, которые идут мимо входа в марину не дают много времени для манёвра. Поэтому в некоторых случаях, особенно если двигатель не очень мощный и не новый, стоит полагаться больше на возможность заранее с помощью румпеля сократить расстояние до входа в марину. Чтобы требовалось минимальное усилие для захода в защищённую зону.
Хорошая морская практика — чувствуем себя ближе к опасности
Так же при прогнозе погоды с сильным усилением ветра на порывах, можно предполагать что ветер будет постоянно с силой порывов, что волны будут тоже крупные. Поэтому небольшая яхта (до 8 м) будет вынуждена идти без парусов и с плавучим якорем. Зная скорость дрейфа для вашего плавучего якоря и для вашей яхты, вы должны быть уверенны, что маршрут проложен так, что вас не выбросит на берег или скалы.
В любом случае при известном по прогнозу ухудшении погоды лучше зайти в порт-убежище, встать на якорную стоянку или на крайний случай дрейфовать шторм в открытом море. В крайнем случае надо плотно завязать все паруса, желательно взяв зарание второй риф на гроте на случай уменьшения ветра и волн, когда мы сможем снова поднять зарифленый грот. Желательно заменить штормовой стаксель на специальный лоскуток паруса малой площади на форштаге (меньше чем штормовой). Или если у вас есть хороший крепкий двойной генуэстский стаксель на закрутке, можно выпустить кончик генуи.
Удачи вам на море,
ignat