Швартовка в одиночку

При управлении яхтой в одиночку важным помощником может быть авторулевой. Он освобождает яхтсмена от непосредственного управления яхтой, позволяя отдохнуть, перекусить, взять рифы и т.д. Но во время швартовки авторулевой не помощник. Необходимо управлять яхтой и подавать швартовы. Здесь без второй пары рук будет очень тяжко. Но есть масса вариантов, как справиться в одиночку.

Вообще, даже с экипажем в ряде случаев необходимо быть готовым действовать самостоятельно. Бывает, что никто из гостей не знаком с яхтингом и не сможет Вам помочь даже в элементарных действиях. Как-то раз на швартовке мне был необходим помощник в элементарной функции. Необходимо было просто подержать штурвал, пока я бы заводил носовой конец. Вроде элементарно. Заранее предупредил, что нужно будет делать, поставил рядом парня, отдал штурвал, убедился, что он его держит, пошёл на бак, закрепил конец, поворачиваюсь, а штурвал брошен, руль переложился на левый борт, и яхта по инерции ударила соседнюю. Добежать до кормы я не успел.

Так что первый совет очень простой. В ситуациях, когда Вы с новичками в море, не доверяйте управление лодкой никому. Возможно, Вам придётся пару раз совершить подход к причалу, но в любом случае, так будет безопасней.

Но когда Вы совершенно один на борту, то руль бросать придётся в любом случае, даже если на причале Вам будет помогать коллега. Поэтому первое, что Вам нужно будет сделать, это продумать, каким образом вы будете фиксировать руль на то время, когда вынуждены будете оставить управление яхтой. Если яхта имеет авторулевой, то Вы может просто поставить в режим управления. Если авторудевого нет, то часто штурвал можно зафиксировать с помощью специальной затяжной гайки, а для румпеля может быть специальный фиксатор, ан который он опускается и фиксируется в необходимом положении. Если этого нет, то необходимо заранее подготовить снасть, с помощью которой Вы сможете моментально зафиксировать румпель в нужном положении.

Логично, что будут подготовлены кранцы. Швартовы желательно иметь из полипропилена: плавающий, что предупредит риск наматывания его на винт. Длину швартов желательно иметь в 4 длины корпуса.

Для Вашего удобства мы используем схемы, опубликованные в журнале Yacht Russia, но добавим собственные комментарии, так как на схемах показана только способ швартовки к причалу, оборудованными палами, а это есть не везде.

Для средиземноморского варианта  следует всегда выбирать свободную стенку, чтобы подходить против ветра или хотя бы при боковом.  Подходить к причалу по ветру, даже если Вы с экипажем, не следует, только когда нет других вариантов, и у Вас будут помощники. Удержать лодку от навала на причал, Вы можете только двигателем, дав ход вперёд, и если в этот момент неудачно проносится муринг, то намотав его на винт, Вы поставите свою яхту в очень не удачное положение. Подходить против ветра значительно легче и безопаснее.

Вам следует иметь на корме специальный кранец или хотя бы большой круглый кранец, в который Вы можете упереться в причал. Подавайте кормовой конец сначала с наветра, если никто не встречает, что бывает крайне редко, то Вам следует иметь на кормовом петлю, которую Вы будете накидывать на берегой  кнехт или битенг. После этого можно дать малый вперёд (помним, что подходили кормой?) и при необходимости переложить руль немного на ветер. вылавливаем муринг, оцениваем, что происходит,если лодка ведёт себя должным образом. то мухой на бак, крепим якорный.

Основная операция завершена. Теперь спокойно возвращаемся на корму, нетраль или малый назад, заводим второй кормовой, немного потравливаем оба кормовых, Выбиваем носовой, малый хорд назад, выбираем до нужной степени кормовые.

Для российских вод кое-где характерно, что  у Вас стояночный якорный заведён на буй, и даже может быть проводник, который идёт от буя на причал. Лично я считаю, что может быть и буй совсем не плохо, а проводник совсем не гуд. И это если заграницей ещё все буи выровнят в одну линию, то у нас кто будет в лес, кто по дрова. буи на разной длине от причала, разная длина якорных, при разных направлениях некоторые буи сближаются, соседние проводники вам мешают совершать манёвры, и хотя порой подойти ой как не просто, зато места у причала каждая яхта занимает по более. 🙂 Вот такие особенности.

Подходить на своё штатное место придётся при разных направлениях ветра. Но в любом случае, я не рекомендую иметь проводник. мало того, что это не красиво, так верёвка постоянно в водорослях, липкая, скользкая, не приятная на ощупь. Но у Вас вместо проводника может быть кормовой или носовой, который идёт на буй (в зависимости от того, как Вы стоите к причалу).  На этом конце может быть марка, и Вы сразу же нужной длиной крепите конец на утке. Отлично, когда буй изготовлен вами грамотно, имеет шест удобной длины, чтобы с борта спокойно закрепить носовой, продев в ухо буя карабин.

Вне зависимости от того, как Вы подходите кормой или носом, крепите к бую кормовой или носовой, но вы заранее готовите конец, чтобы он был распутан, проходил снаружи вант и т. пр., и спокойно, на корме, проходя на малой скорости у буя, цепляете карабин. А вот швартовые. которые идут к причалу, если Вы швартуетесь в одиночку, лучше иметь на берегу. При отходе один из них может быть подвязан к другому, и уложен на причале так. чтобы вам удобно было их достать отпорником. Длина швартового, который идёт к бую, должна быть такой, чтобы Вы не въехали в причал, но в тоже время могли дотянуться до кормовых. Малый ход к причалу, зафиксированный руль, и быстрые действия по креплению сначала наветренного, а после подветренного швартовых.

Самым сложным подходом будет швартовка с отдачей собственного якоря при подходе к причалу носом или кормой. Вам нужно заранее отдать якорь, не доходя до причала, дать на якорный нагрузку, и убедиться. что он держит, и с якорным в натяг подходить к причалу. В таких ситуациях я подхожу носом, если есть возможность, немного под углом к пирсу.  (Часто бывает, что подходишь только под парусами, к тому же работа с якорным на корме с одновременной рулёжкой так гораздо удобней. Но если Вы подходите под двигателем, и у Вас стандартный носовой якорь на электролебёдке, то подходить должно кормой. В одиночку без дублирующего порта управления отдачей якоря у штурвала никак не обойтись.)

Подходя под углом, если Вы немного не рассчитали скорость, то Вы сможете аккуратно оттолкнуться от причала, уводя лодку немного вдоль него, гася излишек инерции. При быстром лобовом сближении с причалом,  одна надежда на двигатель, а руки, ноги лучше не подставлять, дабы просто избежать травмы.

Вообще, коль мы сейчас об этом говорим, то красивая швартовка. когда Вы работает малым ходом, и фактически не заметно, когда Вы включаете реверс. Конечно, всегда имеет место поправка на ветер и течение, но старайтесь всё делать на минимальном ходу. Но скорость терять полностью нельзя, яхта потеряет управляемость, и в момент разгона её больше будет забрасывать в сторону винтом, чем двигать в нужном направлении! Помню, как однажды одна яхта оповестила о своём прибытии грохотом сминаемого релинга о причал. Всё, что произошло — просто на реверсе потеряли винт, который после быстро нашли. Редко, но бывает и такое. 🙂

 

 

 

Статья в разработке, есть вопросы или не ясности, пишите в комментариях, будет тут же править.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *