Не зная броду…

«Любое целенаправленное действие содержит в себе элемент риска».

Роберт Шекли.

Сегодня, 25 февраля 2020 года.
Солнечное утро особенно радует, после холодных дождливых дней. По пути к устью, трудно оторвать взгляд от бурлящего мутного потока, на редкость широко разлившейся реки, стремительно летящий, к почти таким же мутным, волнам моря.
Циклон прошёл, ветер от северо-запада и заметно тише.
Но накат, по пляжу видно, только сейчас набрал свою полную силу. Как всегда в шторм, да ещё и день солнечный, на берегу зрители. Бурлящая стихия, освобождает огромное количество энергии, она-то и притягивает зевак.

Купаясь по утрам, больше тридцати лет, вспоминаю подобные условия(100). Однажды, в Штатах, мы жили прямо на берегу залива, пришлось купаться буквально в жидком иле. «Закон есть закон» — долгие годы непреложным правилом было: «Каждое (!) утро, без исключений искупаться, в крайнем случае просто окунуться». Не зависимо от обстоятельств. Босиком по снегу, вся «одежда» — полотенце вокруг пояса.

А лет пятнадцать-двадцать назад здесь же в устье, конец декабря, яркое солнце и яростный Норд-Ост, баллов восемь-десять. Снег довольно глубокий. Коса длинная, узкая. Рик, наш бравый цвергшнауцер, соль с перцем, давно не стриженый (зима, так теплее), бежит за мной по чистой от снега, совсем узкой полоске, у самой кромки реки. От морозного ветра глаза сильно слезятся. Сквозь прикрытые веки, видно как ветер срывает пену с белоснежных гребней, бегущих ему навстречу волн, и уносит водяную пыль далеко в море. Накат приличный, но вода чистая и градусов на пять теплее, чем голубоватая талая, в бегущей с гор реке, где она на грани замерзания, около ноля. Но, по всем признакам, нырять надо в речку, здесь проще разложить одежду, каждую вещь тут же придавить камнем, иначе ветер мигом унесёт в море. А кроме того, можно быстрее раздеться и одеться, чем на берегу, где случайная волна чего доброго дотянется и намочит, а то и вовсе смоет, наше барахло. Главное, чтобы пальцы не окоченели, прежде, чем успеем натянуть одежду на мокрое тело. На таком ветру это целое искусство. Благо не первый раз, есть представление.
Ещё с рассвета, как только открыл глаза, по чистому небу и сильному порывистому ветру было понятно, что нас ждёт на берегу. Надел сапоги, зная по опыту, что мокрыми пальцами, на морозе, да ещё в такой ветер, шнурки на ботинках завязать не получится. Уже многие годы купаемся «без полотенца», на ветру от него одна морока, особенно когда, в добавок к ветру, дождь со снегом. Начнёшь вытираться, совсем околеешь.
Вот мы уже добежали да самого края косы, где река встречается с морем. Не теряя времени, начинаю раздеваться. Рик, резко затормозил, поднял голову, глаза его расширились от ужаса, он завизжал, мгновенно развернулся и что есть силы рванул от меня подальше. Испугался, что и ему, как обычно, придётся лезть за мной в воду по такой погоде.(444)
Самое интересное началось чуть позже, когда одевшись, побежал обратно. После обжигающего мокрое тело морозного ветра, кожа буквально горела огнём. Ощущение неземное. Просто летишь по воздуху, как птица, ног под собой не чуя. Замёрзнуть не успел, всё удалось сделать достаточно быстро и здоровья достаточно, чтобы процедура пошла на пользу. До этого, в Москве, купался в проруби, иногда в снегу, но не каждый день. Очень важно не перегнуть палку. Но подобного фантастического ощущения, и близко, не испытывал больше никогда.

А сегодня, просто прошлись по берегу, подышали «морской пылью». Вечером, как обычно, созвонились с Людмилой, она в Москве, навещает родственников. Сообщает мне местные, Лазаревские, новости, что ей приходят на телефон: «группа подростков, 15-16 лет, дойдя до устья с противоположного берега, сообразив, что лучше пойти в обход по мосту, а этот путь километра на полтора длиннее, так и повернула назад. Но двое из них всё-таки решили сократить дорогу».
Кто-то даже заснял эту переправу на смартфон и потом выложил в «группе»(600).
Всё произошло мгновенно. Первый, шагнув в мутную воду, где никак невозможно увидеть глубокое дно, тут же провалился, а второй, инстинктивно пытаясь помочь, тоже мгновенно оказался в реке. Сильное течение понесло в море, волнение на встречном течении создаёт такую толчею, что даже опытному пловцу, закалённому моржу, в гидрокостюме, с богатым опытом плавания в шторм, врядли удалось бы выжить. И спасти их не было ни каких шансов. Даже если бы над ними висел спасательный вертолёт или, трудно себе представить какое, идеальное спасательное судно, ничто не помогло бы. Они не продержались на воде и двух минут. В одежде, на волне и течении, в холодной воде добраться до берега им было совершенно невозможно.

Что же произошло? Почему таким коротким оказался жизненный путь?

Две-три недели спустя, на «вечерней прогулке» по тротуару навстречу идёт группа такого же возраста, 5-6 парней оживлённо обсуждают свои дела, безбожно матерятся, не обращая на нас ни малейшего внимания. Расходимся, едва не задевая друг друга плечами.(762)

Уж не знаю как и сдержался, хотелось броситься на них с кулаками…

Это ощущение не покидало несколько дней, пока не понял, встретившиеся мне матерящиеся подростки, весьма конкретный намёк на причину трагедии которая произошла 25-го февраля в устье реки Псезуапсе, Лазаревского района, города Сочи.
Дошло, когда вспомнил свою же «Универсальную Формулу»:

Никогда не потерпит поражения тот, кто научился воспринимать происходящее, как должное.
Знает, или стремится понять зачем оно ему нужно.
Из всякой ситуации извлекает всё возможное для своего дальнейшего роста.

Спасибо Вам ребята, и тем и другим, и простите….

Всё что происходит, нам необходимо!

Мне, наверное, больше чем кому-либо другому, необходимо понять почему это произошло, тем более практически на моих глазах. Это никак не похоже на «несчастный случай». Пытаться перейти вброд такую реку, можно только полностью лишившись разума. Это «Рука Провидения», Высшей Воли, чего угодно. Что полностью лишает человека способности понимать происходящее, действовать осознанно.

Где-то рядом погиб наш отец, 25-го октября 1962-го.
Истинная причина его гибели мне стала понятна не так давно, для него это было скорее избавлением. Смерть не самое страшное, что может с нами произойти в этой жизни
Наш долг перед погибшими, усвоить урок из их трагедии.
И каждый раз, это совершенно разные мотивы Высшего Разума.

Но почему именно этих двоих совсем молодых, ещё практически не начавших жить, вода смыла с лица земли?
Планета стремится к поддержанию чистоты на своей поверхности?

Что же делать с нынешним поколением?
Как уберечь молодёжь от грязи?
Разве это не наша забота?

Виктор Языков

6 thoughts on “Не зная броду…

  1. Adriliano, я полностью согласен с тем, что Вам кажется. Случайность — это непознанная необходимость. Трагедия в устье реки не случайна. Одна из причин заключается в том, что место это одно из опаснейших мест, и является таковым давно, знают об этом и те люди, которые отвечают за безопасность в этом 60 000 м районе. И, конечно же, чисто по человеческим законам там должны быть приняты меры безопасности, предупреждающие такие трагедии. В это же самое время происходила спонтанная переукладка асфальта и бордюров в этом посёлке. Новые менялись на новые же. Естественно с привлечением суперсовременной техники. Никакие сверхъестественные силы не потребовались если деньги на благоустройство проходили через честные руки и разумные головы.
    Было ли вмешательство Высших Сил? Возможно. Ведь отснятый на смартфон ролик и размещение его в группе, я думаю, не было случайно. Это попытка привлечь внимание к трагедии. Больше всего и дольше всего будут (должны бы) страдать родители.

  2. Что тут комментировать? Нечего.
    Есть две части этих событий.
    Первая:
    Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
    Причем богатым в смысле иметь что-то в голове.
    А здороровым, в смысле хорошо себя чувствовать, чтобы этим богатством с удовольствием пользоваться.
    Второе:
    Из всех занятий которыми нам, умудренным некоторым опытом, приходилось заниматься, пожалуй, океан это то, что дает тебе возможность получить и первое и второе в количестве «сколько можешь унести»

  3. Здравствуйте! Благодарю за интересный рассказ! Из своей жизни. Переболев желтухой в четыре с половиной года сильно мёрз в холодное время и, даже, летом, купаясь в воде, неудивительно, печень ведь не очень хорошо работала. Заразили врачи, сделав прививку в детском саду. А в армии пришлось столкнуться с искусственно созданным этой средой холодом, от которого никуда не было деться месяцами. В казарме 13-14 градусов, в учебном корпусе 5 градусов. Восемь часов занятий без движения в одном хб. Шариковые ручки часто замерзали. Первый месяц службы сильно болело горло, тяжело было даже говорить, в санчасть не ходил, так как там не лечили, а убирали симптомы болезни — температуру. Те, кто лежал, а это треть части, говорили, что больше туда не пойдут, ещё хуже, чем в казарме. После учебки, в части, хоть и на холоде всё время были и днём и ночью, но можно было надевать неуставные вещи, чем все и пользовались. Спал на улице до минус семи градусов. Получали свитера, носки и т.д, в посылках из дома, да и одежда была, хоть и по внешнему виду как у бомжей, но тёплой. У меня один тонкий шерстяной свитер без горла был, пододевдал под нижнее бельё, этого хватало. Исключение — валенки и сапоги, которые один раз попав в лужу с керосином теряли свои теплоизоляционные свойства. У сапог подошва становилась на два размера больше и отрывалась от верха, а валенки пропитывались керосином и не грели совсем. Босиком ходить по снегу я стал именно в армии. После неё в доме спать не мог, задыхался от нехватки воздуха и в любом помещении всё время хотелось спать. Потом в моей жизни появилась система Порфирия Иванова «Детка». И я впервые в жизни решил попробовать искупаться в проруби. Стыдно стало, бабки восьмидесятилетние ныряют, а я что? После купания, когда пошло тепло, которое Виктор Аркадьевич очень хорошо описал, я сказал себе, вон оно что, понятно, почему они так радостно лезут в холодную воду, вызывая недоумение и удивление окружающих. Через двенадцать лет закаливания по этой системе я перезакалялся и стал мёрзнуть даже летом в тридатипятиградусную жару. Никто не мог ответить мне почему так. Думал подохну, никогда так плохо не было. Никто из последователей не мог объяснить в чём дело. Хорошо, один товарищ мне помог, сказал, тебе в баню надо. Несколько раз пропарился и стало легче, но значительно легче стало где-то месяцев через восемь, когда попил китайского антилипидного чая «Тяньши». По рукам и ногам как волна горячей воды прошла и стало хорошо. Но с тех пор холод я плохо переношу, хоть и терплю, когда случается попасть в такие условия. И в проруби могу искупаться и в холодной воде, но желания нет, как раньше. Прошло с тех пор уже семнадцать лет. Организм более менее восстановился несколько лет назад после тех экстремальных номеров, которые я с ним тогда проводил. Так что всё правильно — везде нужна мера. И знать надо, что делаешь, а не слушать неграмотных людей, которые говорят, ты здоровый, давай, давай, тебе можно. Читая воспоминания фронтовиков, понимаю, что то, что мы прошли, это цветочки по сравнению с тем, что им досталось. Так что жаловаться и страдать вроде бы и позорно, хоть и ничего хорошего в этом не было. Насчёт подростков. В таком возрасте мозгов мало. Кто-то сам гибнет, кого-то другие такие же провоцируют, типа, ты попробуй, ты ж у нас самый ого-го, а мы посмотрим. Этого даже больше. Думаю, что планета тут не причём, погибли от отсутствия нужного воспитания. Я один раз так мог погибнуть. Во втором классе ребята стали в яхтклуб записываться, почти весь класс там побывал. Я, тоже, пошёл как-то с ними. Дело уже в конце декабря было. До клуба километра полтора по снегу, тогда по пояс, сейчас по колено. Дошли где-то за час, а тренер говорит, приходите через неделю, я за парусами еду. Идти назад — уже устали, стали вокруг клуба бегать, рядом прорубь от очистных сооружений то ли с рядом стоящего завода, то ли жилого комплекса. Вокруг проруби ходит парнишка лет на пять нас старше и примотанной изолентой к палке вилкой периодически колет проплывающих мимо окуней, уже целый полиэтиленовый пакетик этих окуней набил. Мозгов нет, рядом лыжные палки, непонятно как оказавшиеся там, хватаю одну и иду к проруби гордо думая. Я, тоже, хочу наловить рыбу для своей семьи, раз уж с клубом пролёт и тренер уехал за парусами, хоть не напрасно приходил так далеко. Глубина там метра два, не дойдя с полметра до края проваливаюсь одной ногой до паха. Другой до колена, бросаю палку и изо всех сил выскакиваю обратно, хорошо, что так обошлось и лёд не провалился, я бы не выплыл на такой глубине в пальто и не умея плавать вообще. Ребята ржут, мне обидно, друзья гнилые, никто не помог, а смеяться стали все… А других нет. Бегу эти полтора километра по снегу как лось по целине и весь в снегу со льдом прибегаю домой. Там двоюродная сестра, приехала в гости, на десять лет старше. Иди парь ноги с горчицей, я ни в какую. Заболеешь и подохнешь, я ни в какую. Даже насморка не было, но горло от холодного воздуха аж ободрало, так домой бежал, боялся, что замёрзну. А один парнишка с детского сада утонул, уже когда я после желтухи дома сидел. Залез в лодку с друзьями, уплыл на средину реки, лодка перевернулась, а они плавать не умели никто. Родители и другие родственники должны в таком возрасте смотреть и уму-разуму учить, когда этого нет, часть детей гибнет от самых, казалось бы, невинных случайностей. Как говорят чукчи — «Только рыбы не помнят своих детей». Насчёт мата — об этом Николай Левашов хорошо сказал, человек с утончёнными ощущениями мировосприятия матерные слова воспринимает как удары. Отец по молодости часто говорил таким, что материться нельзя. Тогда ещё были старые обычаи, люди вели себя более сдержано и уважали старших. Потом у него спина стала болеть, это и сдерживало. Возможно, так блокировало его реакцию на мат, возможно, ещё причины были, образ жизни у него здорово изменился и на состояние здоровья спины это сильно повлияло. Сейчас много матом «разговаривает». Больше всего мата слышал на производстве и в армии. До сих пор неприятно слушать, но куда деться, когда вокруг такого много. Отсутствие культуры ещё много поколений будет сказываться. За всю жизнь из никогда не матерящихся мужчин встречал только троих. Папа, его товарищ и Левашов. Остальные хоть где-то чуть чуть и скажут. Последние лет двадцать пять тридцать это стало модным. Не знаю, относится ли к неругающимся людям Виктор Аркадьевич или нет? Если да, то он четвёртый. В армии первое, что нерусские, которые нашего языка не знают, делали, так это учились ругаться матом, потом уже, где-то за полгода более-менее начинали понимать русский язык. Но, до конца, видимо, так и не прониклись языком. И грустно и смешно было наблюдать, как один другого обматерил по матери, тот лезет в драку, ты что мою мать трогаешь, и тут же такую же фразу ему говорит. До драк доходило редко, а «понтов» было много на эту тему. Всегда думал тогда, зачем я здесь, какая от этого польза, кто-то Родину защищает, а мне выпало на этот позор смотреть… И сделать можно только то, что не опуститься до их уровня. Не последний фактор в развале страны всё это сыграло. Не знаю, надо ли было об этом писать или нет… Но, что в голову пришло после прочтения рассказа, то и написал.

    1. Очень хороший комментарий, полезный, спасибо большое. Грамотный, много интересного. Не заколяться — патакать своим слабостям, иметь слабое тело и дух, Но и закаляться надо грамотно, чтобы жаром обдало, но не мерз потом, и чтобы вес набирал. Если мерзнешь да ещё и худеешь, тогда идешь не туда. Про чай очень интересно, классный опыт. Обычно согревает чёрный чай, пуэр для этого хорош. В целом совсем согсен, но кажется мне. что случайностей не бывает. Почему, кто и в каком возрасте уходи, на то может быть множество причин, если мы не знаем, это не значит, что случайно.

  4. Ничего не делать.
    Убрать алименты и сократить налоги.
    Активнее общаться с людьми вокруг, открыть кружок или секцию для детей.

  5. Виктор! Здравствуй рад выйти на связь Николай (помнишь «Каролину» в Москве).
    К сожалению у меня «штормило» много раз, но не сдаемся. Привет тебе и Людмиле от Наташи (Саркисян).
    Пожелаю крепкого здоровья и надеюсь на встречу, когда закончится вся эта «зараза» и в телах и в умах. Николай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *