Малые яхты
Если мы посмотрим описание яхт «Микро», пусть даже версии «Круиз», то найдём предположительно следующее: «Яхты данной модификации предназначены для любителей комфортабельного многодневного отдыха на внутренних водоемах и в прибрежной зоне морей». А в судовом билете так вообще может быть информация вроде: «удаления от берега 1000 метров, в дневное время суток». Что и логично, любой яхтсмен скажет Вам, что «на этом корыте дальше длины вытянутой руки ходить нельзя…»
Однако мы предложим следующую интересную и необычную классификацию обитаемых малых яхт для дальних плаваний:
1. длина до 3,5 метров — экстремальные яхты, специально построенные для трансокеанских плаваний в одиночку на сверхмалых судах с целью установки мировых рекордов.
2. длина 3,5 метра позволяет сделать рубку, но сидеть и спать придётся на пайоле.
3. длина 4,2 метра позволяет сделать рубку и диваны высотой 150-200мм.
4. длина 6,9 метра позволяет сделать рубку в полный (175-180см) рост.
При этом, на яхтах класса Mini 650 Transat (длина 6.5 метра) проводится множество соревнований, в том числе и трансатлантические. И самые первые яхтсмены, как это сейчас нам не кажется удивительным и невероятным, являлись первооткрывателями парусных трансокеанских маршрутов на совсем небольших судах… Ну а лодки более 7-ми метров будем считать уже средними 😉 (По крайне мере в рамках этой статьи).
Но если на «Транзате» можно с комфортом разместиться даже экипажем из 4-х человек, то как быть с «корытцами»? Малый внутренний объём ограничивал путешественника в провианте, воде и снабжении. По-разному решают эту проблему. Евгений Гвоздёв на яхте «Саид» перед трансокеанскими переходами вынужден был ногами спать снаружи каюты, и только с середины путешествия он мог себе позволить полностью вместиться внутри. Другие проблему объёма решают с помощью осадки специально построенных яхт. Провиант и вода являются балластом, который по мере расходования заменяется забортной водой. Кстати, проблему с водой решить можно с помощью опреснителя, освободив таким образом и так малую «территорию» каюты.
Хронология путешествий великих капитанов
Здесь мы хотим Вам рассказать о некоторых малых яхтах и их капитанах, которые смело отправлялись в оффшорные — вне видимости берегов — плавания.
Про самых первых, естественно, мы не расскажем. Какие это были викинги или индейцы, отправлялись по известным маршрутам или шли как Колумб «открывать Индию», мы не знаем.
Первое известное в истории плавание от 1789 года, когда на лодке длиной 23 фута под предводительством капитана William Bligh 18 мужчин в теснённых условиях совершили семинедельное плавание длиной в 3600 миль до острова Тимора.
В 1866 году два американса J.M. Hudson and F.E. Fitch пересекли Атлантику в металлическом спасательном боте с необычным для такого малого судна парусным вооружением по маршруту Нью-Йорк — Англия за 37 дней. Это судно водоизмещением в 2.5 тонны — самая маленькая лодка, длиной в 26 футов, которая пересекла Атлантику. Экипаж продолжил плавание до Франции, где судно было показано на Парижской выставке.
City of Ragua
Американец J.C. Buckley и австралиец Nicholas Primoraz пересекли под парусом на спасательной лодке из Корка, Ирландия в Бостон, Массачусетс. Плавание продлилось 84 дня и считается первым пересечением на малой лодке Атлантики с востока на запад.
В 1875 году за четыре месяца на каноэ «Centennial republic» длиной 3,66 метра Натаниель Х.Бишоп из Питтсбурга отправляется через Огайо и Миссисипи в Мексиканский залив (США). После он описывает свои приключения в >книге «Четыре месяца в обувной коробке».
В 1877 году Томас Крапо совместно с супругой Джоанной на 19-футовой лодке пересек океан из родного города Нью-Бедфорд до Пензас, Англия. На плавание ушло 49 дней
Первым яхтсменом-одиночкой, который пересёк Атлантику, был датчанин Альфред Енсен. 25 июня 1876 года Енсен покинул Саг-Харбор (Новая Шотландия), и вышел в рейс на восток через Атлантику. После сорока дней и 2500-мильного плавания смельчак сошёл на берег в районе мыса Сент-Дейвидс.
Братья Аса Уолтер и Уильям Эндрюс со второй попытки в 1878 году прошли от Бостона до Британских островов за 48 дней на лодке «Наутилиус», длиной 5,8 метра с латинским парусом площадью в 12 кв.м. с целью установления мирового рекорда. Уильям Альберт Эндрюс после написал книгу «Ужасное путешествие через Атлантику».
В 1882 г. Б.Джилбой на судне «Пасифик отправился с Северной Америки в Австралию, и в 40-ка милях от цели его спасли.
Dark Secret
В 1888 году Уильям Эндрюс на открытой лодке длиной 3,89 метра пытается северным путём с запада на восток пересечь Атлантику, но неудачно.
Джошуа Лоулор и Уильям Эндрюс решили состязаться в гонке через Атлантику в восточном направлении. Специально для этой гонки отец Лоулора строит дори «Морской змей» длиной 4.6 метра, шириной 1.5 м., со шпринтовым гротом и кливером на бушприте, а Эндрюс идёт на 19-футовой «Морской деве».
17 июня 1891 года в 18 часов 20 минут Морской змей и Морская дева отправляются покорять океан. В гонке Эндрю выбрал южный маршрут через Азорские острова, Джошуа пошёл северным коротким путём. 18 июля в условиях плохой погоды Лоулор, на котором были надеты три куртки и тяжёлые сапоги, от удара гиком падает за борт. Собравшись с силами он с помощью спасательного конца вскарабкивается на палубу.
5 августа «Морской змей» достиг Коверака, что возле мыса Лизард, Англия. Лоулор, отдав дань трапезе, проспал более полусуток, проснувшись, первым делом спросил об Эндрюсе. Поскольку вестей о прибытии Эндрюса не поступали, Лоулор был единодушно признан победителем.
Эндрюс повстречал множество штилей и не дотянул до Испании всего 500 миль. Огромная волна опрокинула «Морскую деву», дори потеряла такелаж и продовольствие. 22 августа Эндрюса спас бельгийский пароход «Эбрус».
Уильям Эндрюс планирует заново попробовать пересечь океан, и Лоулор соглашается на гонку-реванш. Для состязаний Эндрюс собственноручно по своим же чертежам строит лодку «Sapolio» из кедра длиной 5.8 метра с гафельным вооружением и металлическим тяжёлым швертом, которую, острые на язык моряки, прозвали «плавающим гробом».
У Джошуа Лоулора в распоряжении 14-футовая дори «Христофор Колумб». Джошуа не стал дожидаться окончания строительства яхты Эндрюса и отправляется в океан в начале июня 1892 года… больше о нем никто ничего не слышал.
20 июля Эндрюс на «Саполио» отправился южной трассой через Азоры к Испании. 84 дня потребовалось Эндрюсу, чтобы достичь Португалии.
Шесть лет спустя капитан Уильям Эндрюс строит новую яхточку. Мало что о ней известно, предположительные размеры 4,4 на 1,7 на 0,9 м.. При строительстве Уильям старался избежать недостатков, имеющихся в конструкции «Саполио». Отправившись в трансатлантическое плавание, из-за Эндрюс был вынужден вернуться назад через 27 дней. Укоротив лодку ещё на фут, Уильям совершает ещё одну безуспешную попытку покорить океан.
Летучий голландец
Однако же Эндрюс не успокаивается и в 1901 году, в пятидесяти лет от роду, он вновь отправляется в океан, теперь уже вместе с супругой, на небольшой яхте «Летучий голландец». С тех пор его больше никто не видел.
Колумбия — II
11 августа 1903 года Людвиг Эйзенбрам, американец немецкого происхождения, на яхте «Колумбия II», длина которой 5.8 метра, ширина 1.8 м. отправляется из Америки на Галифакс. 6 сентября во время шторма яхта едва не погибла, 23 октября «Колумбия» достигла порта «Фуншал», о.Мадейра, а 20 ноября капитан достиг Гибралтарский пролив, после финишировав в Марселе.
Это был десятый случай одиночного пересечения Атлантики.
Американец немецкого происхождения Роуэрл в 1923 году намеревался совершить кругосветное плавание на каноэ. Однако смельчаку не удалось одолеть даже первого этапа. На пути из Бостона в Нью-Йорк каноэ перевернулось. Роуэрл утонул, и волны вынесли его тело на берег.
Франц Ромер в 1928 г. на байдарке длиной 6.5 м. из Лиссабона через Канарские острова пересёк Атлантику до о. Сент-Томас, но на этом не успокоившись, отправился в Нью-Йорк, погиб, предположительно во время урагана в Карибском море.
Успешный рейс Ромера породил немало последователей. Наиболее известен немец Энглер. Он стартовал из Лиссабона, успешно достиг Канарских островов, откуда отправился в Америку. В океане он и пропал.
Ага
6 июля 1928 года бельгиец Пауль Мюллер отправился из Гамбурга в плавание на яхте «Ага». Парусник длиной 5.8 метра Мюллер назвал в честь своей дочери, с которой 15 лет спустя он выйдет в океан. Шлюп «Ага» был собственноручно построен Паулем, хотя некоторые утверждали, что он его купил. Из навигационного оборудования на судне был только компас. Мюллер двинулся вдоль берегов Голландии, Франции, Испании, после Африки, и в феврале 1929 года достиг порта Сант-Крус на о.Тенерифе (Канарские о.).
С небольшими припасами яхта «Ага» отправляется на запад. Без каких-либо серьёзных неприятностей через 76 дней он достигает берегов Кубы. Его дневной рацион включал полкило картофеля и пол-литра воды, без хлеба, мяса или жира. Отдохнув и придя в норму, Мюллер двинулся к Нью-Йорку через Багамские острова, вдоль Флориды и западного побережья США. 11 июня, почти у цели, в районе мыса Гаттерас, Мюллер потерял своё судно, а сам спасся чудом.
31 декабря 1931 года Фред Ребелл на швертботе длиной 5.8 метра выходит из Сиднея (Австралия) и 3 января 1933 года достигает Лос-Анджелеса (США).
В 1956 Ханнес Линдеманн провел 72 дня в путешествии от Канарских островов до Виргинских на каяке.
Tinkerbelle
В 1964 году Роберт Мэнри, редактор газеты из Фолмаута (США) стартует в Фалмут (Великобритания) на швертботе длиной всего 4,1 метра, дав старт рекордным плаваниям на северном маршруте Атлантики. Позже он напишет одноименную книгу «Тинкербель».
Nonoalca
В 1966 году илл Вэрити успешно пересекает Атлантику с запада на восток на яхте длиной 3,66 метра. Нам кажется эта лодка интересной. Её первой можно назвать яхтой, построенной специально и эргономично для установления рекордов плавания на микро яхтах. Есть, конечно, интересные решения и на куда более мелких яхтах, но всё же… это минимальный удачный размер яхты, которую можно назвать нормальной крейсерской яхтой для дальних плаваний… просто очень-очень маленькой. Яхты меньшего размера больше похожи на обрубленные гробы экстремалов, гоняющихся за рекордами.
«Nonoalca» — яхта с палубой в носовой частью и с рубкой до кормы. Имеет патент-риф, ветроподруливающее устройство, развитые носовой и кормовой релинги, длинный балластный фальшкиль. Внутри откидная койка, смещённая вперёд, компас, плита рундуки и пр. в центральной части, банка, на которой может сидеть рулевой и выглядывать в горизонтальный люк, прям как в танке!
April Fool
В 1968 году Хьюго Вилем на яхте из клееной фанеры длиной всего 1,8 метра!!! пересекает Атлантику с востока на запад пассатным маршрутом. Позже издаёт книгу «Эприл Фул».
Little One
Уильяма Уиллиса заслуженно называют Патриархом океана за беспримерные одиночные плавания на плотах в Тихом океане, его книги переводят даже на русский язык. С хронической грыжой в возрасте 73-х лет Уильям отправляется в одиночное плавание через Атлантику на яхте»Малютка» в 66 и 67 годах, но из-за поломок и болезней каждый раз эвакуируется вместе с яхтой, немного не доходя до финиша. После двух неудачных попыток Уильям Уиллис всё-таки пересекает Атлантику с запада на восток на яхте длиной 3.36 3.51 м. в 1968 году, но… яхту обнаружат полузатопленной и дрейфующей в 400 милях от побережья Ирландии. Шкипер бесследно исчез.
SJO AG
Джон Ридиг в 1973 году отправляется в кругосветное плавание на лодке длиной 3.66 м. Он преодолевает благополучно Атлантику и половину Тихого океана. В Тасмановом море его видят в последний раз. Затем яхтсмен и его лодка бесследно исчезли.
Ocean Wave
В 1975 году голландский художник Бас Йен Адер отправляется в плавание с целью пересечь Северную Атлантику в рамках программы «В поисках чуда». Через десять месяцев серийную лодку типа Guppy 13 длиной 3.81 м. обнаружат у ирландского побережья без капитана на борту.
Yankee Girl
Американец Джери Спайс построил из клееной фанеры яхту «Yankee Girl» и в 1979 году в возрасте 39 лет отправился в плавание через Северную Атлантику от Норфолка (США) до Корнуолле (Британия). На яхте длиной всего 3,05 метра и общим бюджетом строительства 688 долларов Спайс в одиночку за 53 дня покорил Атлантику. Проблемы со сном, галлюцинации, частые шторма, в одном из которых лодка Джерри перевернулась, а в другом капитана смыло за борт. Свои приключения он опишет в книге «И моя лодка была такой маленькой?»
А в 1981 году Спайс на этой же яхте за 5 месяцев пересечёт Тихий океан.
Giltspur
Британец Том Маклин в 1982 году прошёл на яхте «Giltspur» от Ньюфауленда (США) до Фолмаут (Англия). Длина лодки 2,97 метра!
Но лавры рекорда не дают успокоиться Маклину, и он бензопилой переделывает свою лодку и в 1983 году вновь отправляется по тому же маршруту, но уже на яхте длиной 2,41 метра, удачно преодолевает Северную Атлантику.
Также двумя неделями позже в том же году финиширует американец, водитель грузовика Билл Данлоп на яхте «Wind’s Will» длиной 2,77 метра!!
Два года спустя в 1984 он отправляется в кругосветное плавание, преодолевает половину Тихого океана, но после отплытия с островов Кука без вести пропадает.
У берегов Ирландии во время 10-бального шторма выбросило лодку американца Уэйна Дикинсона «Gob’s Tear» длиной всего 2,72 метра. Капитан выжил благодаря усилиям смотрителя маяка из Эррэнмора.
В 1983 году Эрик Петерс на «ящике» «Toniky nou» по пассатному маршруту пересекает Атлантику, тем самым отбирая рекорд 15-летней давности у яхты «Эприл Фул», так как его «пароход» короче на 7 см!!! (длина 1,73 м.)
Автралиеец французского происхождения Серж Теста с 1983 по 1987 год первым совершает кругосветное плавание на сверхмалой алюминиевой яхте, свареной самостоятельно, длиной 3,6 метра; о чём он после пишет в книге «500 дней». До сих пор он удерживает рекорд сверхмалой яхты, совершившей кругосветное плавание.
Big C
В конце 1983 года советское многотоннажное судно «Юрий Костиков» у ирландского побережья подняло на борт яхту яйцевидной формы, которое оказалось в этих водах, стартовав из Ньюфауленда (США). Длина 2.06 метра!!, шкипер американец Том Макнэлли.
В 1987 Эд Гиллет прошёл из Калифорнии на Гавайи на каяке, путешествие заняло 63 дня.
Эшли Коулстон в 1988 году пересекает Тасманово море на яхте длиной 2,44 метра. Событие остаётся практически незамеченным. Позже Эшли Коулстон был осуждён за тройное убийство.
В 1990 году Стивен Лэдд путешествует на яхте с двумя мачтами и с гиками типа уишбон длиной 3,66 метра на реках и озерах североамериканского континента, достигает Южной Америки и через три года возвращается назад через Карибы. Впоследствии напишет книгу «Три года на двенадцатифутовой лодке».
В 1992 году, в возрасте 58-ми лет Евгений Гвоздёв отправляется в свою первую кругосветку на серийном швертботе проекта «Рикошет».
Verahugh
В 1992 году Том Макнэлли совершает трансатлантическое плавание пассатным маршрутом с востока на запад, установив очередной рекорд, так как его яхта длиной всего 1,64 метра!!!
Father’s Day
Сейчас рекорд трансатлантического плавания с запада на восток принадлежит американскому ветерану войны в Корее Хьюго Вилему. В 1993 году он за три месяца добрался до Фолмаута на ярко-красной бочке длиной 1,63 метра!!! Свой переход он описал в книге «Бурное путешествие на «Фаснет Дей» Сегодня этот «пароход» стоит в местном музее.
Совершив уникальную кругосветку, Евгений Александрович засобирался во вторую (1999-2003 гг.). Теперь он отправляется в плавание на яхте «Саид» длиной всего 3.7 метра!
Sea Biscuit
Американец Кристофер ж. Харлсон стартует из Киля в кругосветное плавание на яхте длиной 8 футов (2,40 м.), больше похожей на субмарину. Но вскоре сходит с дистанции из-за поломок.
В 2001 Питер Брей на каяке пересек Атлантику.
Вдохновляясь подвигами Гвоздёва, убеждаясь также собственным опытом, Виталий Елагин утверждает, что безопасность плавания зависит не от размера яхты, а от подготовки её и экипажа и начинает готовить «Микро» для пресечения Чёрного моря. Посовещавшись с Виктором Языковым, решил Виталий сделать новую гидродинамическую систему, которая есть на единичных лодках. Узкий длинный киль смещается на 40% в корму, шверт в нос так, чтобы ЦБС в результате этих манипуляций не изменился. В итоге яхта должна идти устойчиво на любом курсе относительно ветра. Эта яхта благополучно совершила плавание по маршруту ВДЦ «Орлёнок» — Сочи — Самсун — Трабзон — Сочи — Лазаревское — Туапсе — ВДЦ «Орлёнок» в 2006 году.
В 2007 Эндрю МакОли предпринял попытку пройти от Тасмании в Новой Зеландии. Исчез во время плавания, пустое каноэ прибило к берегу.
В 2007 Джеймс Кастриссион и Джастин Джеймс пересекли Тасманово море за 62 дня.
Stern
В 2008 году Франк Андреотта пассатным маршрутом пересекает Атлантику быстрее всех из «микрояхт» всего за 48 дней со средней скоростью 4.6 км/ч. «Stern» длиной 1,68 метра!!!
Евгений Гвоздёв отправляется в своё последнее плавание на яхте Getan-2 и погибает под берегами Италии.
23 июля 2010 Алессандро Ди Бенедетто установил новый рекорд, обойдя вокруг света без остановок в одиночку на самой маленькой лодке (Mini Transat 650 — 6,5 м), за 268 дней 19 часов. На одном из завершающих этапов этого эпичного кругосветного плавания, у яхты Hakuna Matata сломалась мачта, но несмотря на это Алессандро удалось самостоятельно отремонтировать мачту, немного её укоротив, завершить путешествие, выполнив все условия для установления рекорда, дойдя до Франции, где он и начинал свою кругосветку.
[/pwal]
- «Все эти примеры показывают, что можно вполне счастливо ходить в море на совершенно разных лодках. И говорю не о круизе выходного дня, а о самых настоящих океанских плаваниях в местах, где невозможно рассчитывать на чью-то помощь.»
- Элизабетта Ёрдег и Карло Аурьемма. «Как совершить кругосветку…, глава «Выбор лодки«
Ссылки на подобные страницы:
2. Яхта «Спрей» Джошуа Слокама
3. Яхта «Дочь ветра» Виктора Языкова
4. Яхта «Лагуна British Friendly» Виктора Языкова
Автор: Виталий Елагин, помощь Валерий Поздняков, Михаил Солдатов. Использованы открытые источники информации.
Спасибо авторам за великолепную статью !
Думаю, мечты о дальних путешествиях на «Микро» всегда будут будоражить людские умы.Я и сам когда-то занимался парусным спортом,проектировал и строил и лодки и яхты. Одна из них относится к классу «Микро». Это швертбот «Малыш» (см.мою статью в «Катерах и яхтах» №4(140) 1989г.с58 ).»Малыш» оказался достаточно мореходным,не раз попадал в штормовые условия.В 1989 г.за 16 суток совершили на нем «Азовскую крыгосветку»(обошли
по периметру Азовское море).Если кому-то интересен мой опыт проектирования и зксплуатации подобных судов — мой адрес : Petovradgi@gmail.com
С уважением Петовраджи В.А.