Перегон яхт

Перегон яхты

Перегон яхт — это услуга для владельцев судов, которые желают сменить регион плавания. Классические ситуации перегона: покупка судна, переход к месту парусной регаты или возвращение к основному месту стоянки, перегон Карибские острова — Средиземное море после того,  как владелец самостоятельно или с экипажем пересек Атлантический океан пассатным маршрутом.

Перегон имеет ряд интересных нюансов, о которых мы хотим сегодня поговорить. Какими способами мы можем решить эту задачу, какие трудности нас могут ожидать? За что платит владелец, почему очень часто он остаётся не доволен наёмным экипажем? Стоит различать перегон судна без владельца и с владельцем на борту. Плавание без владельца, конечно же проще с точки зрения организации, а если вызывает вопросы, то обычно по окончанию коммерческого перехода. А вот трудности взаимопонимания, если владелец желает принять участие в переходе, могут возникнуть с первых же дней общения.

Перегон яхты без владельца на борту

Давайте по порядку. Перегон наёмным экипажем без участия владельца яхты.  Основные проблемы — это сохранность судового имущества, непосредственно самого судна.  Конечно, ситуации бывают разные. Современные яхты — это сложные инженерные устройства, подавляющее большинство яхт предназначены для эксплуатации в щадящих условиях. Яхты требуют внимания, бережного подхода, знания особенностей эксплуатации. Например, знакомый рассказывал как при перегоне новой яхты у него заклинило закрутку только лишь потому, что сборщики яхты забыли на шплинт поставить шайбу. Но сравнить это с другой ситуацией, когда наёмный экипаж при перегоне умудрился порвать спортивный комплект парусов, нельзя. Ребятам захотелось ярких впечатлений, они убрали круизные, поставили гоночные паруса, естественно, попали в шквал. Как избежать подобных ситуаций, мы поговорим ниже.

Перегон яхты с владельцем на борту

Плавания вместе с владельцем очень часто заканчиваются нелицеприятными разборками, которые ещё выносят на публичное обсуждение. Найти описаний не удачных переходов от капитанов в ключе «владельцы-идиоты» и от владельцев: «непрофессиональные придурки» очень легко. Краткие заметки на этот счёт в соц.сетях возникают регулярно.

Психология человеческих взаимоотношений ясна. Один главный, потому что владелец, другой главный, потому что капитан. «Трудно удержаться от соперничества, ибо так устроен твой ум: он постоянно сравнивает. Но только это и важно. Не соперничать.» (с Вэй Дэ-Хань) Успешное плавание подразумевает дружеские, уважительные отношения друг к другу. Но часто люди этого не осознают, ибо каждый считает себя самым умным. И как не считать себя самым умным, если ты уже фактически адмирал, задница в ракушках, а тут зелёный новичок, который купил себе яхту и нуждается в помощи? Такой подход ведёт к конфликтам. Поразительно, что потом публикуют посты, дескать, вот погнали лодку с владельцем, а он паруса хочет ставить при мордодуе: «Просыпаюсь, лодка под парусами, но идёт в обратную сторону, владелец, радостный, смотри как здорово! Пришлось убрать, отругать, так он потом из каюты не выходил…»  Такие сообщения у меня вызывают недоумение. Ведь человек купил парусную лодку, чтобы научиться ходить под парусом, получая от этого удовольствие. Что ты за шкипер, коль не можешь объяснить, рассказать, показать, сказать, когда можно, когда нельзя ставить паруса, при каких условиях? Получается, что ты заинтересован только побыстрей в режиме мотосейлинга пройти мили, наплевав на интересы владельца.

Но когда вы договариваетесь со шкипером, пытаетесь сэкономить, и хотите знать фиксированную цену за перегон, исходя из количества миль, учтите, что тогда шкипер не будет заинтересован в долгом переходе, что он будет больше моторить, иногда даже в ущерб возможности идти под парусом. И общий принцип перегона даже парусных яхт: против ветра идут на моторе, не лавируются под парусом. Это надо понимать. Яхта, хоть и парусная. но лавировочный угол очень мало, особенно при волнении, переход растягивается на слишком долгий период.

Но в тоде время логично, что когда собственник яхты идёт с тобою, то он идёт скорее не с целью сэкономить деньги на перегоне. Необходимо учитывать интересы владельца во время перехода, иначе удачи не видать. Бывают, конечно, обратные ситуации. Товарищ, с которым я до сих пор поддерживаю тёплые отношения, взял шкипера для перегона яхты с Черногории до Канар по родственным связям. До Палермо он добирался 2 месяца, ребенка взял, которому уже в школу пора, но шкипер оказался неопытным, всего боится, относится неуважительно, много лишнего требует, зарплату получает за сутки, при малейшем подозрении на неблагоприятную погоду, отстаивается в маринах. Пока он не сбежал, Олег уже перестал верить, что доберётся до Канарского архипелага. Вместе мы с большим удовольствием недели за две добрались до Лас-Пальмас-Де-Гран-Канария, только раз я запретил Олегу по усилению ветра ночью убрать флаг регистрации, когда сам не мог оставить штурвал из-за жёсткой океанской волны. Но это не стало поводом для конфликта.

Много историй интересных можно рассказать, смешных, печальных, но с чужих слов. Мне всегда везло с владельцами яхт, мы всегда сохраняли дружеские отношения, хотя, порою, в море случались неприятные истории.

Подбор экипажа

Подбор экипажа или капитана для перегона судна всё-таки вопрос непростой. Как не ошибиться, подбирая опытного шкипера, приятного в общении человека, которому можно доверить свою лодку и жизнь? Рекомендации, отзывы, шлейф слухов, которые преследуют фактически любого человека — источники информации о будущем капитане. Конечно, доверять слухам нельзя, кто-то мог что-то сказать по обиде или просто перепутать человека, но прислушаться можно. А вот попросить рекомендацию у шкипера или найти о нём отзывы тех, кто был с ним море, это стоит делать обязательно. Обо мне, кстати, Вы сможете найти биографию, резюме, живые отзывы от многих начинающих яхтсменов или опытных владельцев яхт, с кем мне пришлось вместе быть в морях. Соц.сети позволят вам лично пообщаться с ними напрямую.

Также можно обратиться в яхтенную компанию для организации перегона яхты. Выглядит это привлекательно — профессиональная организация, она решает все вопросы. А по факту, это может быть следующим образом: никто не будет ждать заказа на транспортировку лодки, держа штат шкиперов на этот редкий случай. Прямо по классической фразе: «Наберут по объявлениям….», естественно, подешевле. Если это будет парусная школа, так они продадут курс «на ралли» молодым курсантам, дай Бог, дадут им капитана «поопытней», который зарплату получит бесплатным пайком, заодно потренируются на Вашей яхте ходить под парусом. Конечно, морской транспорт самый безопасный, часто всё оканчивается благополучно, но нужно ли это Вам? Если Вам нужен договор или по какой-либо другой причине Вы выбираете компанию, всё-таки конкретно обговорите, кто будет капитаном, какой у него гонорар; поищите сторонние отзывы на шкипера Вашего судна. Конечно же, от компании Вы услышите только лестные.

Старайтесь взять шкипера, который имеет страховой полис ответственности коммерческого капитана перед третями лицами. Об этой страховки и вообще о страховках Вы можете почитать по этой ссылке.

Формы договора с экипажем

Как выстраивать отношения со шкипером или владельцем судна?  Тоже актуальный вопрос. Дореволюционные времена русские купцы, встретившись случайно на перроне, могли договориться о сделке, пожать руки, а после отправить товар согласно устному договору. Джентльменские отношения сохраняются до сих пор, многим ещё дорого их Имя. Но также есть «бизнесмены», которые живут одной сделкой, если есть возможность, стараются «кинуть» партнёра. Так что заключение договора может быть интересно как шкиперу, так и собственнику яхты. 

Но при любом раскладе стоит обсудить, каким образом лодка будет перегоняться, при какой погоде, что может использовать экипаж, что нельзя трогать, какие паруса ставить, какие каюты закрыты и так далее. Обсудить, записать, пусть даже без договора, в простой письменной форме, расписаться — делов на 20-ть минут, но сразу же расставит все точки на i.

Страхование

Кроме договора, актуальней подумать о страховании яхты. Обычно у всех есть страховка. Только вот это страхование ответственности перед третьими лицами. Перегон — всё-таки это не простая часовая прогулка под парусом, лучше приобрести полис КАСКО на весь регион и срок перегона. 

img_0061

ВИТАЛИЙ ЕЛАГИН

WhatUp: +7 929 852 92 43

Е-майл: solosail@oceanschool.ru

Образование: Кубанский Государственный Университет ФК, Спорта и Туризма (тренерский факультет, кафедра парусного и гребного спорта)

Дипломы: Удостоверение ГИМС
Certificate of competence Yacht master ocean (ВФПС)
IYT Yachtmaster Coastal
IYT Instructor
Cудоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях (Минтранс)

Профессиональный опыт: занятия парусным спортом с 1989 г.
Дальние плавания на крейсерских яхтах, регаты, перегоны с 1994 г., Черное, Средиземное, Северное и др. моря, Атлантический океан.
Одиночное плавание на яхте «Микро» по маршруту ВДЦ «Орлёнок» — Сочи – Самсун – Трабзон – Сочи – Лазаревское — ВДЦ «Орлёнок», Чёрное море
Участие в международной одиночной гонке “Azores Jester Challenge” Плимут (Великобритания) – Прайя де Виктория (Азорские острова)

Стоимость перегона яхты

Стоимость перегона яхты складывается из множества параметров:

— Проверка, подготовка парусной или моторной яхты к длительному автономному плаванию, снабжение необходимым оборудованием;

— Заправка топливом, газом, водой, закупка продуктов питания;

— Текущие расходы: прежде всего стоянка в маринах, топливо, продукты питания;

— Зарплата экипажу;

— Командировочные расходы экипажа;

— Оформление виз, по необходимости.

Если Вы забираете яхту с верфи, то необходимо заранее позаботиться о снабжении яхты необходимым и желаемым оборудованием. Это можно делать ещё в процессе приобретения яхты, обсуждая с дилером опции заказа или возможности снабжения навигационным и другим оборудованием яхты.

Большинство яхт, приобретаемых с рук, имеют достаточное снабжение для возможности осуществления длительных плаваний. Здесь больше внимания следует уделить общему состоянию корпуса яхты, рангоута, такелажа, парусов, двигателя. Хотя, конечно, проверять спасательное и прочее оборудование тоже необходимо.

Расходы на топливо сильно разнятся для моторных и парусных яхт. Перегоняются моторные яхты обычно на крейсерской скорости, но всё равно расходы на топливо будут высокими, соразмерны мощности двигателей.

Перегон парусных яхт обычно по ряду причин осуществляют под мотором, в зависимости от ситуации, помогая двигателю парусами. Так получается стабильней скорость, быстрее, проще рассчитать сроки перегона, бережётся матчасть. А когда перегон осуществляется в режиме путешествия, тогда экипаж по просьбе владельца или исходя из собственных интересов, будет меньше использовать двигатель. Расход зависит от ряда параметров, главный: количество оборотов двигателя; составит около 1-2 л. на 1 морскую милю.

Стоянки в маринах сильно различаются по цене. Есть популярные марины, которые стоят прилично, есть малоизвестные марины, куда более доступные по цене. Также цена сильно зависит от длины яхты. Для большинства яхт расходы за ночь стоянки составят в пределах 50 — 200 евро за ночь.

Суточные на питание следует брать из расчёта 30-40 евро в день на человека. Это близко к официальным расчётам суточных при заграничных командировках. Но если Вы идёте в море вместе с наёмным экипажем — Ваша задача нести расходы на питание, совершая грамотные закупки, Вы сможете здесь сэкономить.

Зарплата экипажу также может существенно различаться. Для перегона вам потребуется экипаж минимум из двух человек, лучше 3-4. Но нормальной практикой является наём одного опытного капитана, если Вы сами также идёте с ним на одной яхте, готовы стоять вахты, честно отрабатывая ту экономию, которую Вы получите в процессе перегона яхты.

Общепринятый гонорар составляет в пределах 100-150 евро за сутки работы члена экипажа или 1-1.5 евро за 1 милю плавания. У каждого способа расчёта есть свои плюсы-минусы. Естественно, при переходе в путешествующем режиме с владельцем или с его гостями на борту, следует платить посуточную зарплату.

Конечно же, необходимо нести расходы на авиаперелеты, трансфер экипажа, оформление визы. Зарплата в дороге считается в половину от зарплаты в море.

Дополнительными расходами может быть транслог — оплата право пребывания во внутренних водах какой-либо страны; услуги агента, требуются обычно при пересечении границ.

Конечно же, чтобы разобраться со стоимостью перегона яхты, необходимо каждый раз индивидуально, исходя из особенностей, рассчитывать смету или заказывать кому-либо из будущих капитанов расчёт сметы.

Быстро прикинуть расходы можно исходя из принципа: от 4-5 евро за милю перегона яхты «всё включено».

Способы экономии на перегоне яхты

Бывают ситуации, когда собственник желает сэкономить на перегоне судна. Как это сделать грамотно? Порою, возникает соблазн не только сэкономить, но и заработать немного! Сделать красивую рекламу шикарного парусного ралли, продавая путешествие начинающим яхтсменам. Как в рассказе про Тома Сойера, который организовал покраску забора, зарабатывая кучу бонусов. Здесь также есть пару нюансов. Во-первых, если у Вас нет достаточно большой группы знакомых яхтсменов или Вы запросите много денег, вы вряд ли кого найдёте. Во-вторых, организовывать такое ралли надо с профессиональным шкипером, чтобы быть уверенным в благополучном исходе событий. У нас есть группа подписчиков Школы океан, которые регулярно получают от меня приглашения на тех условиях, что формирует собственник яхты. Большинством из подписчиков я знаком лично и знаю их практический опыт.

На этом я закончу. Если у Вас остались вопросы, смело пишите в комментариях, я постараюсь развёрнуто на них ответить! Буду рад приглашению на перегон.

Ваш шкипер, Виталий Елагин.

3 thoughts on “Перегон яхт

  1. Готов участвовать в перегоне яхт (парусных моторных) командный опыт и коммуникабельность имеются, документы и сертификаты в наличии.

Добавить комментарий для Виталий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *