Евгений Гвоздёв

В конце пятидесятых годов попался Евгению Александровичу обрывок какой-то газеты с кратким сообщением о кругосветном плавании француза Марселя Бардьо. Тогда Гвоздёва, профессионального моряка, больше всего удивила та дерзость, с которой был брошен вызов Его Величеству Океану. Восхищали упорство и мужество мореплавателя. «Неужели можно, вот так, одному в океане?.. Мне понятно, когда на яхте экипаж несколько человек, но — один, в океане!..» С этого клочка газетной бумаги началось знакомство с историей одиночных трансокеанских плаваний. Удивительный мир парусов незаметно увлёк Евгения. В букинистическом магазине случайно приобрёл книгу капитана Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света» и желание самому совершить одиночное кругосветное плавание накрепко запало в душу.
Родился мореплаватель в городе Пинске (Белоруссия) в 1934 году. А в 1937 арестовали его отца, и тот не вернулся из сталинских лагерей. Мать и брат погибли во время фашистской бомбежки. С военных времён воспитывала будущего путешественника дальняя родственница.
С 1949 года Гвоздев подростком перебрался в Махачкалу, окончил Астраханскую мореходку и почти полвека трудился механиком «Дагрыбхолодфлота».
Только в конце семидесятых годов появилась у Евгения возможность заняться яхтенными делами. К этому времени, будучи постоянным читателем журнала «Катера и яхты», он уже имел представление о том, что такое однокорпусная парусная яхта. И как говорил, Евгений Александрович: «Тщательно изучив свой семейный бюджет, порывшись в родословной, и не отыскав в ветвях фамильного дерева ни явных, ни тайных обладателей необходимой для покупки яхты суммы, пришёл к трезвому выводу — надо самому строить». Два года упорного труда и к лету 1979-го в распоряжении Евгения Александровича оказался дешёвый, мореходный, безопасный и сравнительно комфортабельный мини-крейсер, переделанный из списанного «вельбота».

1979
С 13 сентября по 20 октября впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта Гвоздёв Евгений Александрович в одиночку проделал путь: Махачкала — Баутино — Шевченко — Красноводск — Баку на небольшой яхте «Гетан» (название образовано из первых букв имён членов семьи: Гвоздевы Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья ).

декабрь 1981 — январь 1982
После первого серьёзного плавания по Каспийскому морю в 1979 году Евгений Гвоздёв задумывает путешествие по зимнему Каспию, и в декабре 1981 года выходит в море на шестиметровой яхте «Гетан», пересекая Каспий по меридиану.

Работая механиком в махачкалинском порту, яхтсмен Евгений Гвоздев пересек Каспий в одиночных и коллективных плаваниях более 50 раз. На яхте «Гетан» он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырех тысяч миль.

Первая кругосветка
7 июля 1992 года по 19 июля 1996 года Евгений Александрович совершает первое кругосветное одиночное плавание со стартом и финишем в России на яхте типа «Лена» — швертбот, длиной пять с половиной метров, который пытались разыграть в своё время на игре «Поле чудес». Отправляясь в плавание всего со ста долларами на руках, Евгений Гвоздёв на обратном пути попадает в руки Сомалийских пиратов и к удаче остаётся жив, но маленькую яхту грабят основательно…

Вторая кругосветка
И вот, не проходит и трёх лет, как Евгений Александрович в мае 1999 года отправляется в своё второе кругосветное плавание, которое заканчивает в августе 2003. Теперь Евгений Александрович уходит в моря на свехмалой яхте «Саид», длиной 3.7 метра. построенной на балконе собственного дома! Пяти сантиметров не хватает, чтобы поставить абсолютный рекорд кругосветки, совершённой на саимой маленькой яхте. На обратном пути в Турции, марине Актау Гвоздёв встречается с Виктором Языковым, который с удовольствием берёт его на буксир не только по проливу Босфор, но и до самой России, Сочи.
После второй кругосветки Гвоздева городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и ее капитана. Но по настоящее время яхта «Саид» временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея № 39.

Подготовка к третьей кругосветке
Теперь в участии в подготовке яхтсмена-одиночки принимают множество яхтсменов России. В итоге друг Гвоздёва Давуд дарит ему яхту класса «Микро», которую Евгений называет «Getan — 2» и перевозит её в г.Новороссийск, откуда Гвоздёв отправлялся во все свои кругосветки…

Оборванный полёт… сентябрь – декабрь 2008
Перед выходом в третью кругосветку капитан Гвоздев сказал: «Никогда еще, выходя в плавание, моя яхточка, не была так отлично подготовлена и укомплектована, передай, что высоко ценю оказанную мне помощь. Если б не было моей ветки в данном форуме, навряд ли все это бы могло произойти. Большое человеческое спасибо всем вам ребята!»
19 сентября 2008 года Дед отправился в море. Дата выбрана не случайно — в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда еще начинающий яхтсмен, впервые вышел в одиночное плавание по Каспию.
20 сентября Сoderezo на форуме КиЯ сообщил: «Гвоздев ушел, несмотря на неблагоприятный прогноз. Он сказал, что для него главное, чтобы было не холодно, а со встречным ветром он справится. Вчера в пятницу у нас тут регата началась, так юго-западный ветер дул со скоростью до 20 м/с, на выходе из бухты у Суджукского маяка волна была 3 метра. Гонщики говорят, слышали по радио, кто-то SOS подавал, надеюсь это не Евгений Александрович. Сегодня ветер поутих и должен поменяться на Норд-Ост, а это для Гвоздева очень благоприятно.»

В начале октября Евгений Александрович Гвоздёв сообщил, что благополучно пересёк Чёрное море и достиг турецкого города Эрегли, что недалеко от пролива Босфор. Во время первого перехода у Гвоздёва порвался стаксель и поломалось перо руля. Но на борту было запасное перо.
20 октября 2008 г. Евгений Александрович поднял якорь уже в районе Афин и проследовал далее по маршруту, хорошее настроение. Проблем на лодке нет.
10.11.08 Гвоздёв благополучно достиг Итальянского берега в районе мыса Спартивенто. На переходе из Греции погода была благоприятная, только один раз встретился с грозой и ветром до 15 м/с. Евгений Александрович идёт только под парусами — двигатель отказывается работать.
29 ноября, утром яхту «Getan-2» перевернуло. Мачта сломана. В момент оверкиля волнение было 5-6 м. Почти весь запас воды, бензин и еще кое-что по мелочи смыло за борт. Сам Евгений Александрович тоже видимо побывал за бортом, но обошлось небольшим ушибом плеча. По его словам ветер стихает, волнение 2-3 м. В остальном вроде все в порядке. То, что осталось от мачты уже на борту, он собирается это крепить и идти в ближайший порт. На следующий день Евгений Александрович был в порядке, созванивался с Давудом. Воду всю вычерпал, дырки от степса заделал. Переночевал, нашел сухую одежду и спальник. Но волнение еще не позволяло делать временную мачту. 1-го декабря по прогнозу там должен был быть штиль и еще 2-3 дня безветренной погоды.
Но на следующий день Евгений Александрович в договоренное время на связь не вышел…
10 декабря стало официально известно от властей Италии, что 1-2 декабря 2008 года, получив черепно-мозговую травму в Средиземном море неподалёку от побережья Италии погиб Евгений Александрович Гвоздёв.
Капитан Гвоздев ушел в море навсегда. Не на супер-яхте форума. Не на трёхметровке. Даже не на яхте в 2.3 метра. На «микрухе» Давуда и с помощью форумчан. Подальше от подаренного телевизора и квартиры с балконом. Поближе к жёлтому песку с крокодилами.
Можно ли понять капитана Гвоздева? Боханярка попытался: «…после второй кругосветки и увеличения потока информации я понял, что это не стёб, а смысл жизни. С самых первых страниц его темы о двух кругосветках я понял: этого кремня не перебороть — именно на таких людях держалась и побеждала Русь, именно они сделали то, что вряд ли сделать всем нам вместе взятым, на таких людях, чудаках, гениях, романтиках, фанатиках, любящих свою Родину и жизнь, держится вся наша Россия. Думаю дело вовсе не в рекордах Гинесса и не размерах оконного проёма в квартире Евгения Александровича, дело в абсолютно другом. Человек достоин почитания за свои кругосветки большего, чем те, кто на краденые деньги покупает футбольные клубы и мегаяхты. Мы катимся в бездну — не тех выбираем кумиров.»

«Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется то, что человек, живя на Земле один только раз, не стремится воочию познать её — всю целиком.»

Фестис де Тольн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *