Яхта «Дочь ветра» Виктора Языкова

26 мая 2007 года состоялся День рожденья уникальной яхты Виктора Языкова.

Строительство яхты началось в 2003 году, и длилось без малого четыре года.

И вот наступил знаменательный момент — спуск яхты.

День 26 мая был выбран не случайно. Это благоприятный день по гороскопу для рождения Яхты. Накануне был шквал, молния. Сотрудники верфи, и сам Языков работали до поздней ночи, чтобы успеть подготовить яхту к спуску. Сомнения в успешности этого мероприятия были до последнего момента. Но на удивление, утром 26 мая стояла прекрасная штилевая погода. Для спуска яхты удалось вырвать у подрядчика лучшего крановщика Краснодарского края — фаната яхт. Водитель загнал кран аж на три(!) метра в море!

С восходом солнца идут последние приготовительные работы. Вот уже яхта на причале, здесь же мачта, киль, и другое оборудование.

На пляж подходит всё больше народу. Я бы сказал — удивительно много людей для начала мая. Люди единым порывом наблюдают, как грандиозную Красавицу очень медленно спускают на воду. Сложно не верить в энергетику этого Проекта, когда ты видишь, как люди притягиваются к яхте, и не могут оторвать взгляда, казалось бы от обычных подъёмных работ.

Мачта установлена, киль закреплён и яхта не спеша «плывёт» к водной глади. Вот коснулась кромки воды килём, а теперь она на плаву! Командор произносит речь, нет, молитву к Единому, нарекая яхту именем «Дочь ветра» и разбивает бутылку шампанского об шток якоря!

Я могу передавать только свои эмоции, но пытаясь как-то с ними поделиться с окружающими, я понимаю, что они испытывают подобное. Я бы отнёс эти эмоции к высшему порядку, потому что облечь их в словесную форму просто не возможно. Когда мы готовим яхту к испытательному плаванию, я вдруг замечаю у себя и у всех участников Процесса чувство лёгкого опьянения! Мне сложно подобрать другие слова. Но особенно это заметно у Виктора Аркадьевича. Недосыпание, недоедание последних дней, и вот свершилось!! Усталость, смешиваясь с чувством восторга, радости, и какими-то недоступными описанию чувствами, приобретает новые качества.

К вечеру, мы выходим в море. На борту 12 человек, но яхта их не замечает и легко набирает ход. Передать восторг просто невозможно.При лёгком ветре яхта развивает приличную скорость, около 5 узлов. Я ещё не видел, чтобы яхта так гармонично шла. Нос узкий, входит в воду, не создавая сопротивления. На ходу ощущается необыкновенная лёгкость — ни на одной спортивной лодке у меня не было таких ощущений.

В конструкцию яхты заложены такие идеи, которые ей позволяют идти прямо, не сбиваясь с курса. На яхте не установлен авторулевой, в одиночном кругосветном нон-стоп плавании 2010 года Виктор Аркадьевич отправляется без какого-либо подруливающего устройства.

Настоящая яхта является уникальной и единственной в своём роде. Некоторые идеи, конечно же, использовались Языковым ранее, некоторые используются и другими конструкторами, хотя и не слишком часто.

Самое главное и интересное — это революционная способность яхты идти самостоятельно любым курсом относительно ветра, без использования каких-либо ветроподруливающих устройств или электроавторулевых.

Учитывая, что никто в мире ни серийно ни по индивидуальным проектом ничего подобного не делает, это кажется обескураживающим, и даже невозможным.

И всё же, неужели никто? Да, в современном мире электроники дизайнеров и конструкторов яхт такая проблема даже не волнует — есть электрорулевые, которые прекрасно справляются с удержанием яхты на курсе… Но давайте вспомним, даже сэр Робин Нокс-Джонстон на одном из этапов одиночной кругосветной гонки Velux 5 Oceans был вынужден вернуться из-за неполадок авторулевого. И этот известный моряк более 30-ти лет назад безовсяких там электроустройств, единственный, кто сумел провести свою яхту «Сухалини» вокруг света без остановок! Ох, как он ругался на современные технологии, и что он в этом мало разбирается… Но как раз таки эти современные «протезы» не позволяют ни яхте ни шкиперу самостоятельно решать проблемы. Современная яхта как и современный человек — привыкла к авторулевым, как и болльшинство из нас — к очкам. И ходим, выбираем какие красивше смотрятся… но как приятней и надёжней иметь просто хорошее зрение! Так и «Дочь ветра» — имеет чутьё на удержание правильного курса.

И всё же яхты, способные идти самостоятельно есть. Первый описанный в истории случай — это яхта «Спрей» Джошуа Слоакама. И хотя иногда Слокаму приходилось некоторые паруса настраивать не по ветру, но так, чтобы они работали как флюгер и возвращали яхту на нужный курс, именно книга Джошуа «В одиночку под парусом» вдохновила Виктора Языкова ещё в детстве на создание подобной яхты.

Шло время. Виктор давно вырос, но детская мечта не забыта. Он начинает к ней подбираться. Готовясь к участию в гонке «Around Alone», Виктор строит яхту, уже ставшую знаменитой — «Ветер перемен». И здесь, в конструкции яхты, он уже начинает реализовывать интереснейшие идеи, которые после себя оправдывают. Множество трудностей выпало на долю Языкова в этой гонке, но справиться он смог во многом благодря своей яхте, и во время операции на локте, когда «Ветер перемен» с наспех подвязанным рулём сделала лучший суточный переход, и во время последнего этапа — после поломки авторулевого устройства — гонщики сходят с дистанции, но Виктор с яхтой смогли продолжить и успешно закончить и этот этап.

За азартом гонки многое теряется. успехи опьяняют и Виктор готовится к новым проектам. Но судьба не пускает его к Vendee Globe. Официальная причина — кончились деньги на строительство яхты City of Sochi. Но мало кто знает, почему деньги кончились. Виктору пообещали уложиться в обговорённый бюджет и начали строительство яхты на верфи в Италии. Естественно, Виктор Аркадьевич не мог не участвовать в строительстве своей яхты. Вот тут и начались проблемы. Яхту строили как обычно — как любой мейнстрим, как сейчас принято строить. Допускали мелкие огрехи, не доводили до безупречности — экономили на рабочем времени и общей стоимости Проекта. Виктора это не устраивало. постоянно влезая в строительный процесс, и требуя безупречного качества, Виктор растратил бюджет, так и не закончив строительства. Вот тогда Виктор и стал понимать, что о сейчас занимается совсем не тем делом…

Яхта имеет только три люка: входной, световой и форлюк, никаких иллюминаторов. Дизайн корпуса тщательно разрабатывался, работали не только с гидродинамикой днища, создавая быструю яхту. Рубка спроектирована так, чтобы в случае оверкиля, яхта не задерживалась в перевёрнутом состоянии. Как показала практика, «Дочь ветра» идёт сама, даже без тонкой настройки! И на ней в принципе не нужен авторулевой. Стаксель-гик позволяет делать повороты оверштаг, не передёргивая стаксель-шкот с борта на борт.

Вес яхты 1400 кг., с килём 2600. Основные материалы, используемые в строительстве корпуса — каштан: рейка, шпон; уголь, эпоксидная смола, отделочные материалы итальянской компании Boero. Корпус сделан по сандвичевой технологии – бальса обшита тремя слоями каштанового шпона и с внешней стороны оклеена углепластиком. Сочетанием легкой бальсы, упругости каштана, долговечности углепластика достигается общая эластичность и прочность конструкции при небольшой массе. Новая яхта максимально впитала опыт предыдущих лодок Языкова, все их лучшие качества. Яхту строили с отличным скоростным потенциалом, но при этом, все узлы, корпус в целом, делали с хорошим запасом прочности. Корпус сделан из симметричных половинок, соединён по диаметральной плоскости. Для маневрирования в маринах на корме установлена уключина, и на борту яхты «Дочь ветра» есть длинное деревянное весло. Мачта поворотная, свободно стоящая, рассчитана выдерживать все нагрузки без такелажа, в том числе и удар об воду. Так как гик крепится к мачте на уровне палубы, то оригинальна выглядит жёская гик-оттяжка. От мачты выше гика с правой и левой стороны идут угольные стержни, которые упираются в гик и с помошью системы талей регулируется сила упора стержней в гик.

Интересна уникальная система гидродинамики корпуса, которая позволяет яхте быть отцентрованной на любых курсах относительно ветра. При этом яхта будет идти самостоятельно, как показывает практика, лучше, чем если ей будет управлять («мешать») человек. Принцип этой системы прост. Обычно киль устанавливается почти прямо под мачтой, компенсируя усилия ветра. Здесь он смещен в корму на два метра. Но дополнительно установлен шверт, который будет регулировать центр бокового сопротивления. Он же создает баланс между центром парусности и центром бокового сопротивления. Когда яхта уваливается, центр парусности смещается в корму, баланс нарушается. Но если мы поднимем шверт, то и центр бокового сопротивления сместится в корму, и яхта опять будет отцентрована. В случае опрокидывания яхта должна самостоятельно возвращаться в нормальное положение. Мачта тоже несколько необычная – по форме крыло с круглым основанием. Во время первого дня испытаний меня поразила та лёгкость, с которой яхта резала волну, а Виктор Аркадьевич на лавировке взял створ, и был поражён — яхта не имеет дрейфа!

Главные основы безопасности заложены не в количестве и значимости спасательного оборудования (хотя плот есть на борту), а в самой идеи строительства корпуса. Более двадцати герметичных лючков, таранная преборка, герметичная переборка посередине корпуса. До ватерлинии корпус сделан из рейки, обклееной углём.

 

Более всего меня прельщает вход в рубку. Идеальное место для отдыха одиночки. Накрыт прозрачным тентом, справа и слева очень удобные сидячие места. Под ними рундуки для хранения продуктов, инструментов. Там же Виктор Аркадьевич планирует повестить газовую гарелку. Ты находишься на палубе и вся ситуация на воде под контролем, но при этом ты укрыт от стихии, можешь спокойно отдохнуть, сделать чай, перекусить, и даже поспать.

Очень интересно внутреннее устройство. Помимо продольной жесткости, создаваемой килем, дополнительно по бортам идут два стрингера. В каюте две койки, вклеенные прямо в стрингер, что придает еще немного жесткости корпусу. Под каждой койкой небольшой герметичный отсек. У кокпита достаточно большой козырек, под которым сосредоточены все нити управления парусами – фалы, рифы, шкот-стакселя, – и отсюда можно управлять яхтой, не выходя на палубу. Надо сказать, в кругосветном плавании это большой плюс.

Дополнительные материалы:

Александр Киричук «Один на один», опубликовано в журнале Yachting

Авторы статьи: Виктор Языков, Виталий Елагин

4 thoughts on “Яхта «Дочь ветра» Виктора Языкова

  1. Сейчас Дочь Ветра уже находится в Черногории, где проводят ее обмеры для создания полноценной конструкторской документации, которую можно будет взять за основу новых усовершенствованных яхт, пригодных для кругосветки.

  2. Сейчас Дочь Ветра уже находится в Черногории, где проводят ее обмеры для создания полноценной конструкторской документации, которую можно будет взять за основу новых усовершенствованных яхт, пригодных для кругосветки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *